Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Кафедра университета и социосфера региона

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-5-155-160

Аннотация

Одним из основных структурных подразделений университета является кафедра, от качества работы которой во многом зависит имидж высшего учебного заведения и его привлекательность для потенциальных абитуриентов. Причём особое значение придаётся именно профилирующей, выпускающей кафедре, организующей научно-исследовательскую работу и производственные практики студентов. В данной статье обобщается пятилетний опыт работы одной из выпускающих кафедр регионального университета в аспекте оптимизации и реализации социальных запросов к образованию. Ведущим методом исследования является системный анализ основных видов деятельности кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии, укомплектованной высококвалифицированными специалистами. В статье приведены наиболее показательные достижения данной кафедры, обосновано её влияние на сферу образовательных запросов общества. На протяжении всего рассматриваемого временного периода кафедра коррекционной педагогики, психологии и логопедии проводила подготовку и переподготовку востребованных в Еврейской автономной области психолого-педагогических кадров для системы специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляя при этом эффективное научно-практическое взаимодействие с педагогической общественностью региона. Материалы и результаты представленного исследования экспериментально апробированы, задействованы в образовательном процессе и неоднократно были предметом обсуждения на заседаниях кафедры, а также в ходе научно-практических семинаров и конференций. Наработанный опыт может быть полезен для руководителей и сотрудников выпускающих кафедр.

Об авторах

О. Е. Шаповалова
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан
Россия
д-р психол. наук, проф., завкафедрой коррекционной педагогики, психологии и логопедии


Н. В. Шкляр
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан
Россия
канд. психол. наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии Центра педагогического образования


Список литературы

1. Трубилин А.И., Григораш О.В. О деятельности заведующего по развитию кафедры // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). 2014. № 3(97). С. 747–761. DOI: 10.21515/1990-4665-128-098. URL: http://ej.kubagro.ru/2014/03/pdf/51.pdf.

2. Куликова Ю.П. Управление инновациями высшей школы на основе интеграции образования и научной деятельности // Вопросы региональной экономики. 2012. Т. 10. № 1. С. 56–60.

3. Соловова Н.В., Яшкин С.Н. Базовые принципы научно-исследовательской работы кафедры // Вестник СамГУ. История. Педагогика. Филология. 2015. № 11 (133). С. 207–217.

4. Дружилов С.А. Кафедра вуза в новых условиях: проблемы и перспективы // Инновации в образовании. 2013. № 3. С. 60–74.

5. Аксенов С.И., Карпова Ю.Н., Арифулина Р.У., Никишина О.А. Функции социального запроса к различным уровням современного образования в период его модернизации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19839

6. Шаповалова О.Е. Психологическая культура будущих педагогов // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 97–103.

7. Шкляр Н.В. Совершенствование практической подготовки будущих дефектологов // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 86–91.

8. Шкляр Н.В., Карынбаева О.В. Профессия педагога-дефектолога и её социальная значимость // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 11. № 3. С. 201–206.

9. Родионова Г.С., Шаповалова О.Е. Организация творческой деятельности студентов в образовательном процессе // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 133–140.

10. Karynbaeva O.V., Shapovalova O.E., Shklyar N.V., Emelyanova I.A., Borisova E.A. Formation of professional readiness in teachers for inclusive education of children with health limitations // Man in India. 2017. № 97 (16). Рр. 263–274.

11. Борисова Е.А., Астахова О.С. Дидактическая игра как средство развития связной речи детей с общим недоразвитием речи // Социосфера. 2016. № 1. С. 56–59.

12. Емельянова И.А., Гроза О.Н. Готовность умственно отсталых старшеклассников к профессиональной деятельности // Казанская наука. 2016. № 4. С. 116–118.

13. Карынбаева О.В., Абросимова О.Г. Организация проектной деятельности как одна из форм исследовательской работы учащихся начальных классов общеобразовательных организаций // Символ науки. 2016. № 2. С. 118–121.

14. Шкляр Н.В., Дунаева Е.С., Высотина А.Н. Коррекционная работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 434–436.

15. Васильев И.А. Научно-исследовательская деятельность преподавателей вуза: направления, результаты, перспектива. Социологический контент // Образование и наука. 2016. № 4 (133). С. 4–18.


Рецензия

Просмотров: 368


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)