Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Территориальное распределение интеллектуального капитала России

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-28-39

Аннотация

Исследование направлено на выявление закономерностей территориального распределения интеллектуального капитала в Российской Федерации. Целью данной статьи является оценка уровня дисбаланса в географическом распределении ведущих высших учебных заведений в контексте перехода к экономике знаний и оценка их интеграции в региональные инновационные системы. Исследование основано на количественном анализе и качественной оценке статистических данных Национального рейтинга университетов и Проекта российской кластерной обсерватории. Проведена группировка вузов на квартили по совокупному итоговому баллу, полученному в рейтинге, с составлением картографического материала. Интеллектуальный капитал регионов сопоставлен со специализацией региональных кластеров. Результаты исследования подтверждают значительную аккумуляцию интеллектуального капитала в двух крупных городах – Москве и Санкт-Петербурге, как по количеству, так и по качеству. При этом в рейтинге представлены вузы всех крупных городских агломераций. Ряд регионов активно вовлекают вузы в сотрудничество с промышленностью, в то время как многие оставляют данное направление без должного внимания. При этом основным ресурсом реализации стратегии инновационного развития для региональных властей являются государственные вузы. Осведомлённость органов власти о взаимодополняемости и вовлечении учреждений, генерирующих знания, и отраслевых кластеров позволяет понять фактический статус региональной инновационной системы и обеспечить эффективное внедрение принципов территориально-адаптивной региональной политики. Это первое эмпирическое исследование в контексте России, в котором используются данные по оценке потенциала национальных вузов с точки зрения географии знаний. Университеты рассматриваются в качестве ключевых игроков обеспечения интеллектуального капитала региональных инновационных систем, а применяемый методологический подход позволяет оценить их вовлечённость в сотрудничество с отраслевыми кластерами.

Об авторах

А. С. Михайлов
Балтийский федеральный университет им. И. Канта; Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова
Россия

Михайлов Андрей Сергеевич – канд. геогр. наук, ведущий науч. сотрудник, доцент

236016, г. Калининград, ул. А. Невского, 14; 197022, г. Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 5



И. Ю. Пекер
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Россия

Пекер Ирина Юрьевна – студент, младший науч. сотрудник

236016, г. Калининград, ул. А. Невского, 14



Список литературы

1. Ferreira, J.J., Carayannis, E.G., Campbell, D.F.J., Farinha, L., Smith, H.L., Bagchi-Sen, S. (2018). Geography & Entrepreneurship: Managing Growth and Change. Journal of the Knowledge Economy. Vol. 9, no. 2, pp. 500-505. Available at: https://doi.org/10.1007/s13132-017-0514-9

2. Ketikidis, P., Solomon, A. (2018). Special Issue: Co-Producing Knowledge, Innovation and Growth Through University-Industry Collaboration – Lessons from Experience. Industry and Higher Education. Vol. 32, no. 4, pp. 211-212. Available at: https://doi.org/10.1177/0950422218786772

3. Azman, N., Sirat, M., Pang, V., Lai, Y.M., Govindasamy, A.R., Din, W.A. (2019). Promoting University-Industry Collaboration in Malaysia: Stakeholders’ Perspectives on Expectations and Impediments. Journal of Higher Education Policy and Management. Vol. 41, no. 1, pp. 86-103. Available at: https://doi.org/10.1080/1360080X.2018.1538546

4. Lee, Y.S. (2000). The Sustainability of University-Industry Research Collaboration: An Empirical Assessment. Journal of Technology Transfer. Vol. 25, no. 2, pp. 111-133. Available at: https://doi.org/10.1023/A:1007895322042

5. Ramos-Vielba, I., Fernández-Esquinas, M., Espinosa-de-los-Monteros, E. (2010). Measuring University-Industry Collaboration in a Regional Innovation System. Scientometrics. Vol. 84, no. 3, pp. 649-667. Available at: https://doi.org/10.1007/s11192-009-0113-z

6. Fongwa, N.S., Marais, L. (2016). University, Knowledge and Regional Development: Factors Affecting Knowledge Transfer in a Developing Region. Africa Education Review, Vol. 13, no. 3-4, pp. 191-210. Available at: https://doi.org/10.1080/18146627.2016.1224587

7. Mikhaylova, A.A. (2016). The Role of Human Capital in Providing Innovation Security of the Region. Journal of Applied Economic Sciences, Vol. 11, no. 8, pp. 1724-1735.

8. Di Nauta, P., Merola, B., Caputo, F., Evangelista, F. (2018). Reflections on the Role of University to Face the Challenges of Knowledge Society for the Local Economic Development. Journal of the Knowledge Economy. Vol. 9, no. 1, pp. 180-198. Available at: https://doi.org/10.1007/s13132-015-0333-9

9. Kamenskikh, M. (2018). Assessment of Cluster and Network Collaboration Influence on Regional Economy. Journal of Advanced Research in Law and Economics. Vol. 9, no. 2, pp. 510-515. Available at: https://doi.org/10.14505/jarle.v92(32).15

10. Давыденко Т.М. Взаимодействие университета с бизнес-сообществом в сфере инновационной деятельности // Высшее образование в России. 2016. № 5 (201). С. 112–117.

11. Benneworth, P., Nieth, L. (2018). Universities and Regional Development in Peripheral Regions. In: Benneworth, P. (Ed). Universities and Regional Economic Development: Engaging with the Periphery. pp. 1-216. Available at: https://doi.org/10.4324/9781315168357

12. Mikhaylova, A.A. (2015). Spatial Perspective on Regional Innovation System. Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol. 6, no. 3, pp. 27-34. Available at: https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n3s5p27

13. Colyvas, J., Crow, M., Gelijns, A., Mazzoleni, R., Nelson, R., Rosenberg, N., and Sampat, B. (2002). How Do University Inventions Get into Practice? Management Science. Vol. 48, no. 1, 61-72.

14. Motoyama, Y., Mayer, H. (2017). Revisiting the Roles of the University in Regional Economic Development: A Triangulation of Data. Growth and Change. Vol. 48, no. 4, pp. 787-804. Available at: https://doi.org/10.1111/grow.12186

15. Ендовицкий Д.А., Трещевский Ю.И., Руднев Е.А. Статистический анализ пространственно-функциональной локализации образовательных подсистем регионов России // Высшее образование в России. 2019. № 28 (3). С. 75–84. URL: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-75-84

16. Bathelt, H., Malmberg, A., Maskell, P. (2004). Clusters and Knowledge: Local Buzz, Global Pipelines and the Process of Knowledge Creation. Progress in Human Geography. Vol. 28, no. 1, pp. 31-56. Available at: https://doi.org/10.1191/0309132504ph469oa

17. Capdevila, I. (2018). Knowing Communities and the Innovative Capacity of Cities. City, Culture and Society. No. 13, pp. 8-12. Available at: https://doi.org/10.1016/j.ccs.2017.05.003

18. Ponds, R., van Oort, F., Frenken, K. (2007). The Geographical and Institutional Proximity of Research Collaboration. Papers in Regional Science. Vol. 86, no. 3, pp. 423-443. Available at: https://doi.org/10.1111/j.1435-5957.2007.00126.x


Рецензия

Просмотров: 718


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)