Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Анализ масштаба и причин отсева студентов в техническом университете

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-52-62

Аннотация

Статья посвящена проблеме отчисления обучающихся в техническом университете из-за наличия у них академической неуспеваемости. Полученные результаты основаны на анализе данных для двух ведущих направлений подготовки – «Строительство уникальных зданий и сооружений» и «Наземные транспортно-технологические средства», осуществляемых в МАДИ соответственно на дорожно-строительном факультете (ДСФ) и факультете автомобильного транспорта (АТФ). Приведены данные численного состава всех обучающихся в МАДИ, а также количество поступивших на первый курс по указанным направлениям подготовки и количество отчисленных со всех курсов за год за период с 1935 по 2018 гг. Изучались результаты сдачи экзамена по физике студентами младших курсов, обучающихся по этим направлениям подготовки, в сравнении с баллами ЕГЭ по физике, полученными ими в средней школе. Также анализировались результаты анонимного анкетирования среди этих же групп студентов, позволившие понять их точку зрения на проблемы затруднений при обучении. В качестве основных причин неуспеваемости выделены как недостаточно высокие баллы ЕГЭ, с которыми университет принимает абитуриентов для обучения, так и недостаточные действия со стороны университета по вовлечению студентов младших курсов в свою образовательную среду.

Об авторах

А. Ф. Смык
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Россия

Смык Александра Федоровна – д-р физ.-мат. наук, зав. кафедрой «Физика»

125319, г. Москва, Ленинградский пр-т, 64



В. И. Прусова
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Россия

Прусова Вера Ивановна – канд. экон. наук, доцент, зав. архивом

125319, г. Москва, Ленинградский пр-т, 64



Л. Л. Зиманов
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Россия

Зиманов Лев Леонидович – канд. тех. наук, проректор по учебной работе

125319, г. Москва, Ленинградский пр-т, 64



А. А. Солнцев
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Россия

Солнцев Алексей Александрович – д-р тех. наук, декан факультета автомобильного транспорта

125319, г. Москва, Ленинградский пр-т, 64



Список литературы

1. Tinto V. Dropout from Higher Education: A Theoretical Synthesis of Recent Research // Review of Educational Research. 1975. Vol. 45. No. 1. P. 89–125.

2. Бурдье П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение, 2007. 267 с.

3. Груздев И.А., Горбунова Е.В., Фрумин И.Д. Студенческий отсев в российских вузах: к постановке проблемы // Вопросы образования. 2013. № 2. С. 67–81.

4. Терентьев Е.А., Груздев И.А., Горбунова Е.В. Суд идёт: дискурс преподавателей об отсеве студентов // Вопросы образования. 2015. № 2. С. 129–151. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-2-129-151

5. Валеева Д.Р., Докука С.В., Юдкевич М.М. Разрыв дружеских связей при академическом неуспехе: социальные сети и пересдачи у студентов // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 8–24. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-1-8-24

6. Колотова Е. Изучение отчислений студентов в бакалавриате / специалитете НИУ ВШЭ // Мониторинг университета. 2011. № 6. С. 22– 33. URL: https://cim.hse.ru/data/2011/05/27/1212557263/22_2011_6.pdf

7. Мельников В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 5(96). С. 61–64.

8. Акатьев В.А., Волкова Л.В. Инженерное образование в постиндустриальной России // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=14671

9. Смык А.Ф. Опыт отраслевого управления вузами // История науки и техники. 2014. № 9. С. 7–16.

10. Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8–63. URL: https://vo.hse.ru/data/2014/08/04/1314336015/2013-4_Kuzminov.pdf

11. Кудряшов Б.А., Прусова В.И., Безновская В.В. Портфолио студента – инновационный оценочный инструмент // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2015. Вып. 2 (41). С. 10–14.

12. Чернышова Н.А. Связь результатов ЕГЭ и академических успехов студентов в сельскохозяйственном вузе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 1 (45). С. 171–177.

13. Гусева Е.А., Смык А.Ф. Компьютерное тестирование для анализа качества обучения по физике // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2017. № 4 (14).

14. Григорьев А.Н., Демидова Е.Д. Первый семестр – важнейший этап адаптации студента // Естественнонаучное образование: взаимодействие средней и высшей школы. М.: Изд-во МГУ, 2012. С. 220–227.

15. Смык А.Ф. Историко-индуктивный и логико-дедуктивный методы в курсе физики // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2017. № 4 (14).

16. Безновская В.В., Прусова В.И. Выбор образовательных технологий: традиционная модель или инновационный подход? // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2014. Вып. 4(39). С. 3–7.


Рецензия

Просмотров: 1236


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)