Интернационализация высшего образования в Китае: современные тенденции
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-63-74
Аннотация
В статье анализируются процессы интернационализации высшего образования, происходящие в Китае в начале XXI в. На основе данных Министерства образования Китая, законодательных актов и публикаций, находящихся в открытом доступе в сети китайского Интернета, показано, как изменилась численность студентов, приезжающих в Китай, трансформировались их предпочтения в выборе университетов и программ обучения с 2000 по 2016 годы. Представлена информация о государственных мероприятиях по поддержке иностранных студентов.
Интернационализация высшего образования играет важную роль во внешнеполитической деятельности современного Китая. Обучение иностранных студентов и расширение преподавания китайского языка в зарубежных странах можно рассматривать как «мягкую силу» влияния китайской национальной культуры. Такие действия, с точки зрения китайского правительства, должны способствовать формированию привлекательного образа Китая, снижению уровня внешних угроз, повышению стабильности и росту экономического процветания государства. Поэтому правительство стремится привлечь как можно больше иностранных студентов, особенно из соседних стран, и расходует на эти цели немалые средства. Политика интернационализации образования позволила достичь значимых результатов за последние 15 лет. Сегодня в китайских университетах обучаются граждане всех стран мира. Численность иностранных студентов увеличилась в 2016 г. по сравнению с 2000 г. в 8,4 раза, достигнув почти 450 тыс. человек. Расширились возможности выбора иностранными студентами специальностей и университетов. Теперь в Китай приезжают не только для изучения китайского языка, но и для получения квалификации по инженерным специальностям, экономике, управлению и медицине.
Об авторах
С. С. ДонецкаяРоссия
Донецкая Светлана Сергеевна – д-р экон. наук, проф.
630090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 1
Янь Жань
Китай
Жань Янь – студент
150080, г. Харбин, провинция Хэйлунцзян, Нанганг, Хуефу роуд, 74
Список литературы
1. Donetskaya, S.S., Tsyan’nan, Tszi (2018). Reforming the System of Higher Education in China: Modern Results. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 12, pp. 79-92. (In Russ., abstract in Eng.)
2. National Bureau of Statistics of China. Available at: http://www.stats.gov.cn/english/Statisticaldata/AnnualData/
3. 1999年中国人口统计年鉴. 1999 China Population Statistics. Yearbook. Available at: http://tongji.cnki.net/kns55/navi/YearBook.aspx?id=N2005120412&floor=1 (In Chinese)
4. Sun, J.J.-M, Hu, P., Ng, S.H. (2017). Impact of English on Education Reforms in China: With Reference to the Learn-English Movement, the Internationalisation of Universities and the English Language Requirement in College Entrance Examinations. Journal of Multilingual and Multicultural Development. Vol. 38 (3), pp. 192-205.
5. Jane Knight, Hans de Wit. (2018). Internationalization of higher education: past and future. Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie = International Higher Education. No. 95. Pp. 6-7. Available at: https://ihe.hse.ru/article/view/8451/9060 (In Russ.)
6. Shvedova, I.A. (2013). The Process of Internationalization of Higher Education in China. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta Istoriya = Tomsk State University Journal of History. No. 1 (21), pp. 132-138. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Wu, H, Zha, Q. (2018). New Typology for Analyzing the Direction of Movement in Higher Education Internationalization. Journal of Studies in International Education. Vol. 22 (3), pp. 259-277.
8. Li, S. (2018). Transnational Higher Education in China: Thirty Years of Development. Higher Education Forum. Vol. 6, pp. 49-58.
9. Sun, Y. (2017). Cultural Innovation: Localization and Internationalization of Higher Education in China. Pedagogical Review. No. 4 (18), pp. 19-26.(In Russ., abstract in Eng.)
10. Bazanova, E.A. (2011). The Strategy of the PRC “Soft Power” in Cooperation with the Arab Countries of the Middle East in the Field of Education 1990–2010.Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki= Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: History and Political Science. No. 2, pp. 85-90.(In Russ.)
11. Chinaeva, T.I. (2017). Main Trends of the International Market of Educational Services. Statistika i ekonomika = Statistics and Economics. No. 1, pp. 60-68. (In Russ., abstract in Eng.)
12. Wen, W., Hu, D., Hao, J. (2018). International Students’ Experiences in China: Does the Planned Reverse Mobility Work? International Journal of Educational Development. Vol. 61, pp. 2014-212.
13. Pershina, M.P. (2017). “Soft Power” in the Foreign Policy of the Republic of Korea and the PRC. Etnosotsium i mezhdunarodnaya kultura = Etnosocium and International Culture. No. 2 (104), pp. 109-118. (In Russ., abstract in Eng.)
14. Wang, W., Curdt-Christiansen, X.L. (2016). Teaching Chinese to International Students in China: Political Rhetoric and Ground Realities. Asia-Pacific Education Researcher. Vol. 25 (5-6), pp. 723-734.
15. Altbach, Ph. J., de Wit, H. (2018). China closure? Possible implications for universities of the world. Mezhdunarodnoe vysshee obrazovanie = International Higher Education. No. 93. Pp. 31-33. Available at: https://ihe.hse.ru/article/view/7762/8574 (In Russ.)
16. 2016年教育部发布来华留学生人数. The Number of Foreign Students Arrived According to the Ministry of Education in China in 2016. Available at: https://www.liuxue86.com/a/3115069_4.html (In Chinese)
17. Ma, J., Zhao, K. (2018). International Student Education in China: Characteristics, Challenges, and Future Trends. Higher Education. Vol. 76 (4), pp. 735-751.
18. “一带一路”沿线国成留学生发力点. International Students from Countries Along the “Belt and Road”. Available at: http://www.chinaqw.com/hwjy/2017/04-24/138500.shtml (In Chinese)
19. 1999–2013来华留学生趋势分析. Analysis of the Trend in the Number of International Students in China from 1999 to 2013. Available at: http://blog.sina.com.cn/s/blog_13f6ce86e0102vmmh.html (In Chinese)
20. 最受留学生青睐的专业. Popular Professions for International Students in China. Available at: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1596422931735677154&wfr=spider&for=pc (In Chinese)
21. Haugen, H. Ш. (2013). China’s Recruitment of African University Students: Policy Efficacy and Unintended Outcomes. Globalisation, Societies and Education. Vol. 11 (3), pp. 315-334.
22. Dong, L., Chapman, D.W. (2008). The Chinese Government Scholarship Program: An Effective form of Foreign Assistance? International Review of Education. Vol. 54(2), pp. 155-173.