Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Теория и практика использования робототехники в образовательном процессе

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-158-167

Аннотация

В данной статье рассмотрены теоретический и практический аспекты проблемы использования робототехники в системе высшего образования. Описывается современная тенденция включения в образовательный процесс робототехники как одного из эффективных инструментов формирования у студентов профессиональных компетенций, а также психологической готовности к освоению образовательных программ любого уровня в контексте современного постиндустриального мира. Представлено психолого-педагогическое исследование, в котором изучалась организация проектной работы со студентами 4–5-х курсов с использованием робота-помощника. Практическое исследование было посвящено восприятию антропоморфных роботов у студентов при непосредственном контакте со статичным роботом. Проанализированы возможности использования робототехники в вузах при подготовке студентов не только технических, но и гуманитарных направлений. На основе анализа полученных данных можно заключить, что робототехника является помощником для педагога и мотиватором для студентов. Взаимодействие с антропоморфным роботом повышает общий эмоциональный фон студентов, активирует их познавательные процессы.

Об авторах

Е. Е. Руслякова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Россия

Руслякова Екатерина Евгеньевна – канд. психол. наук, доцент

455000, г. Магнитогорск, проспект Ленина, 38



О. В. Пустовойтова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Россия

Пустовойтова Ольга Васильевна – канд. филол. наук, доцент

455000, г. Магнитогорск, проспект Ленина, 38



Ю. П. Киселёва
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Россия

Киселёва Юлия Павловна – студент

455000, г. Магнитогорск, проспект Ленина, 38



Л. А. Яковлева
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Россия

Яковлева Лариса Анатольевна – канд. пед. наук, доцент

455000, г. Магнитогорск, проспект Ленина, 38



Список литературы

1. Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне. М.: АСТ, Астрель, 2012. 226 с.

2. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Колосова А.В. Пути снижения рисков при построении в России цифровой экономики. Образовательный аспект // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 9–22. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-9-22

3. Sarvarov A.S., Mikhaylets V.F., Vasilev A.E., Danilenko K.V. Analytical study of underactuated mechanisms of anthropomorphic robotic gripper // 2017 International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing, ICIEAM 2017 – Proceedings 2017. DOI: 10.1109/ICIEAM.2017.8076204

4. Ромазанов М.Р., Рябчевский В.О., Пастухова Е.И. Анализ современных подходов при создании роботов телеприсутствия // Автоматизация, мехатроника, информационные технологии Материалы VIII Международной научно-технической интернет-конференции молодых учёных. Омск, 16 мая 2018. Отв. редактор В.Г. Хомченко. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С. 58–62.

5. Чигинцева Е.Г., Аболмасова Л.С. Использование робототехники в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Экология, здоровье и безопасность в современном образовательном пространстве: сборник научных трудов по результатам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. И.А. Кувшиновой, С.В. Петрова, В.А. Чернобровкина и др. 2018. Магнитогорск: МГТУ. С. 152–155.

6. Яковлева Л.А., Пустовойтова О.В. Особенности инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2016. Т. 2. С. 209–211.

7. Шафикова З.Х., Мунасыпов Р.А., Способ реабилитации и социализации учащихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного профессионального образования. URL: https://edrid.ru/rid/218.016.0c80.html

8. Разумова Е.М. Психологическое консультирование в образовании. Магнитогорск, 2017.

9. Руслякова Е.Е., Киселева Ю.П. Проблема использования антропоморфных роботов в образовании // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: Тезисы докладов 77-й международной научно-технической конференции. 2019.

10. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности: для студентов, школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей. СПб.: Речь, 2004. 408 c.

11. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. 1973. № 6. С.141–145.

12. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. 416 с.

13. Шулева Е.И. Мировоззрение как основа профессионализма // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Материалы XI Международной научно-практической конференции. Научн. ред. В.И. Казаренков. М.: РУДН, 2018. С. 315–319.

14. Шулева Е.И. Гуманитарная культура как метод формирования профессионально-педагогической культуры // Педагогическая культурология: теоретические, методологические и методические основы формирования и развития педагогической культуры: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Башкирский ГНОЦ УРО РАО, УФА, 15–16 апреля 2004. Уфа, 2004. С. 103–105.


Рецензия

Просмотров: 1253


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)