Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Модели взаимодействия вузов с экономикой и социальной сферой региона

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-9-18

Аннотация

Целью настоящей работы является обобщение и типологизация способов и форм организации взаимодействия отечественной системы высшего образования и региональных рынков, обусловленных территориальной спецификой. Обсуждаются основополагающие принципы взаимодействия региональных систем высшего образования и бизнес-сообщества (ориентация на обеспечение запросов экономики, коллегиальный, открытый и взаимовыгодный характер сотрудничества) и существующий опыт различных субъектов РФ с учётом особенностей региональной ситуации. Представлена характеристика актуального уровня инновационно-предпринимательской активности российских вузов. Систематизированы практики согласования потребностей экономики и деятельности организаций высшего образования в области кадрового и технологического обеспечения региональной экономики. Описаны модели институционального оформления совместной деятельности вузов, бизнес-сообществ и региональных органов власти в интересах социально-экономического развития субъекта РФ. Обсуждены две важнейшие составляющие влияния высшей школы на экономику и социальную сферу региона: адекватное кадровое оснащение развития региона, а также коммерциализация продуктов НИР/НИОКР вузов в инновационной сфере регионов. Показано, что уровень региональной вовлечённости вузов в развитие предпринимательской среды, проекты и программы, функционирующие в интересах местных сообществ, различен, а его институциональное оформление диверсифицировано. В этой связи для согласования потребностей экономики и деятельности вузов в области удовлетворения кадровых запросов и развития новых технологий производства предлагается объединение усилий органов исполнительной власти и специализированных структур-посредников. Показана необходимость формирования в структуре вуза специализированного интерфейса, обеспечивающего ориентацию научной и образовательной деятельности вузов на перспективные требования экономики региона. 

Об авторах

Е. Я. Коган
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Коган Ефим Яковлевич – доктор физико-математических наук, профессор, научный руководитель Федерального института развития образования 

Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1



Н. Ю. Посталюк
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия
Посталюк Наталья Юрьевна – доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник.


Т. Г. Кутейницына
Самарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Кутейницына Татьяна Григорьевна – кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник.

Адрес: 443056, г. Самара, пр. Масленникова, 37



Список литературы

1. Хэйзелкорн Э. Максимизация социальной миссии университетов // Международное высшее образование. 2019. №97. С. 8–10. DOI: http://dx.doi.org/10.6017/ihe.2019.97.10936

2. Ефимов В.С. Трансформация высшей школы: фронты и фронтиры // Аккредитация в образовании. 2018. №5 (105). С. 10–19. URL: http://akvobr.ru/valerii_efimov_o_globalnoi_transformacii_vysshei_shkoly.html

3. Лешуков О.В., Лисюткин М.А. Управление региональными системами высшего образования в России: возможные подходы // Университетское управление: практика и анализ. 2015. №6 (100). С. 29–40.

4. Иванов С.А., Сокол-Номоконов Э.Н. Феномен опорных университетов региональной экономики в современной России // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №1. С. 19–30.

5. Овчинникова Н.Э. Формирование опорных университетов как драйверов развития территорий // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. №4 (110). С. 41–52.

6. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Каташинских В.С., Клюев А.К., Кузьминчук А.А., Кульпин С.В., Певная М.В., Шаброва Н.В., Шуклина Е.А. Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 336 c.

7. Клячко Т.А., Семионова Е.А. Вклад образования в социально-экономическое развитие регионов России // Экономика региона. 2018. Т. 14. Вып. 3. С. 791–805. DOI: 10.17059/2018-3-8

8. Коган Е.Я., Посталюк Н.Ю., Прудникова В.А. Организационно-управленческое устройство адаптивной системы профессионального образования: постановка проблемы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. №1 (21). С. 6–11.

9. Беляков С.А., Клячко Т.Л. Методология оценки вклада образования в социально-экономическое развитие Российской Федерации и её субъектов. М.: Дело, РАНХиГС, 2015. 60 с.

10. Буянкина Р.Г., Зуков Р.А., Князев Н.А. Философские основания регионального развития опорных университетов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. №5 (33). С. 116–129.

11. Барышникова М.Ю., Вашурина Е.В., Шарыкина Э.А., Сергеев Ю.Н., Чиннова И.И. Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации // Вопросы образования. 2019. №1. С. 8–43. DOI: 10.17323/1814-95452019-1-8-43

12. Баринова В.А., Мальцева А.А., Сорокина А.В., Еремкин В.А. Подходы к оценке эффективности функционирования объектов инновационной инфраструктуры в России // Инновации. 2014. №3. С. 42–51.

13. Теребова С.В. Инновационная инфраструктура в регионе: проблемы и направления развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогнозы. 2014. №6 (36). С. 199–212. DOI: 10.15838/esc/2014.6.36.15


Рецензия

Просмотров: 817


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)