Модели взаимодействия вузов с экономикой и социальной сферой региона
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-9-18
Аннотация
Целью настоящей работы является обобщение и типологизация способов и форм организации взаимодействия отечественной системы высшего образования и региональных рынков, обусловленных территориальной спецификой. Обсуждаются основополагающие принципы взаимодействия региональных систем высшего образования и бизнес-сообщества (ориентация на обеспечение запросов экономики, коллегиальный, открытый и взаимовыгодный характер сотрудничества) и существующий опыт различных субъектов РФ с учётом особенностей региональной ситуации. Представлена характеристика актуального уровня инновационно-предпринимательской активности российских вузов. Систематизированы практики согласования потребностей экономики и деятельности организаций высшего образования в области кадрового и технологического обеспечения региональной экономики. Описаны модели институционального оформления совместной деятельности вузов, бизнес-сообществ и региональных органов власти в интересах социально-экономического развития субъекта РФ. Обсуждены две важнейшие составляющие влияния высшей школы на экономику и социальную сферу региона: адекватное кадровое оснащение развития региона, а также коммерциализация продуктов НИР/НИОКР вузов в инновационной сфере регионов. Показано, что уровень региональной вовлечённости вузов в развитие предпринимательской среды, проекты и программы, функционирующие в интересах местных сообществ, различен, а его институциональное оформление диверсифицировано. В этой связи для согласования потребностей экономики и деятельности вузов в области удовлетворения кадровых запросов и развития новых технологий производства предлагается объединение усилий органов исполнительной власти и специализированных структур-посредников. Показана необходимость формирования в структуре вуза специализированного интерфейса, обеспечивающего ориентацию научной и образовательной деятельности вузов на перспективные требования экономики региона.
Об авторах
Е. Я. КоганРоссия
Коган Ефим Яковлевич – доктор физико-математических наук, профессор, научный руководитель Федерального института развития образования
Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82, стр. 1
Н. Ю. Посталюк
Россия
Посталюк Наталья Юрьевна – доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник.
Т. Г. Кутейницына
Россия
Кутейницына Татьяна Григорьевна – кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник.
Адрес: 443056, г. Самара, пр. Масленникова, 37
Список литературы
1. Хэйзелкорн Э. Максимизация социальной миссии университетов // Международное высшее образование. 2019. №97. С. 8–10. DOI: http://dx.doi.org/10.6017/ihe.2019.97.10936
2. Ефимов В.С. Трансформация высшей школы: фронты и фронтиры // Аккредитация в образовании. 2018. №5 (105). С. 10–19. URL: http://akvobr.ru/valerii_efimov_o_globalnoi_transformacii_vysshei_shkoly.html
3. Лешуков О.В., Лисюткин М.А. Управление региональными системами высшего образования в России: возможные подходы // Университетское управление: практика и анализ. 2015. №6 (100). С. 29–40.
4. Иванов С.А., Сокол-Номоконов Э.Н. Феномен опорных университетов региональной экономики в современной России // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №1. С. 19–30.
5. Овчинникова Н.Э. Формирование опорных университетов как драйверов развития территорий // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. №4 (110). С. 41–52.
6. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Каташинских В.С., Клюев А.К., Кузьминчук А.А., Кульпин С.В., Певная М.В., Шаброва Н.В., Шуклина Е.А. Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 336 c.
7. Клячко Т.А., Семионова Е.А. Вклад образования в социально-экономическое развитие регионов России // Экономика региона. 2018. Т. 14. Вып. 3. С. 791–805. DOI: 10.17059/2018-3-8
8. Коган Е.Я., Посталюк Н.Ю., Прудникова В.А. Организационно-управленческое устройство адаптивной системы профессионального образования: постановка проблемы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. №1 (21). С. 6–11.
9. Беляков С.А., Клячко Т.Л. Методология оценки вклада образования в социально-экономическое развитие Российской Федерации и её субъектов. М.: Дело, РАНХиГС, 2015. 60 с.
10. Буянкина Р.Г., Зуков Р.А., Князев Н.А. Философские основания регионального развития опорных университетов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. №5 (33). С. 116–129.
11. Барышникова М.Ю., Вашурина Е.В., Шарыкина Э.А., Сергеев Ю.Н., Чиннова И.И. Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации // Вопросы образования. 2019. №1. С. 8–43. DOI: 10.17323/1814-95452019-1-8-43
12. Баринова В.А., Мальцева А.А., Сорокина А.В., Еремкин В.А. Подходы к оценке эффективности функционирования объектов инновационной инфраструктуры в России // Инновации. 2014. №3. С. 42–51.
13. Теребова С.В. Инновационная инфраструктура в регионе: проблемы и направления развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогнозы. 2014. №6 (36). С. 199–212. DOI: 10.15838/esc/2014.6.36.15