Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Сдерживание межрегиональной учебной миграции: роль вузов

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-71-84

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается проблема оттока молодёжи из региона в связи с получением высшего образования. Целью статьи является определение возможностей влияния на потоки межрегиональной учебной миграции. Обосновывается роль вузов в сдерживании учебной миграции из региона и в привлечении миграционных потоков молодёжи. Сделан обзор исследований учебной миграции в регионах России, на его основе выявляются факторы выбора абитуриентами места обучения. Описаны тренды межрегиональной учебной миграции в Приволжском федеральном округе. Проанализированы миграционные планы старшеклассников Ульяновской области. В качестве методов исследования использовались междисциплинарный анализ литературы, социологический опрос, метод экспертных оценок, анализ статистических данных. Эмпирическая база – результаты опроса 1010 старшеклассников, 91 родителя и 27 руководителей образовательных организаций, проведённого в сентябре–ноябре 2018 г. в Ульяновской области. Методологическое основание данной работы – принципы и подходы, сформулированные в исследованиях региональных систем образования в контексте социально-экономических проблем.

Теоретическую значимость имеет предлагаемая классификация причин учебной миграции из региона и причин остаться в регионе. На основе полученных эмпирических данных предлагаются пути предотвращения учебной миграции из региона. В частности, выявлено, что качество образования в региональных вузах не является для абитуриентов фактором, значительно влияющим на выбор вуза. В наибольшей мере планы старшеклассников обусловлены субъективным восприятием социально-экономических условий региона, в котором они хотели бы получать образование. Поскольку учебная миграция имеет объективные и субъективные причины, для влияния на неё требуется комплекс экономических, правовых и информационно-пропагандистских инструментов. Делается вывод, что в регионе существуют две основные силы, способные влиять на учебную миграцию, – это органы власти и сама территориальная система образования, структурным элементом которой являются вузы. Помимо эффективной образовательной и научной деятельности вузам необходимо осуществлять целенаправленную маркетинговую политику, а также предпринимать усилия по формированию имиджа всей территориальной системы образования. 

Об авторе

И. В. Захарова
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Россия

Захарова Инна Владимировна – кандидат педагогических наук

Адрес: 432071, г. Ульяновск, пл. Ленина, 4/5



Список литературы

1. Pittenger D.B. A Typology of Age-Specific Net Migration Rate Distributions // Journal of the American Institute of Planners. 1974. Vol. 40. No. 4. P. 278–283.

2. Austin J. Sue, Martin N.K. College-Bound Students: Are We Meeting Their Needs? // Adolescence. 1992. Vol. 27. No. 105. P. 115–121.

3. Митин Д.Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения // Вестник РУДН. Политология. 2010. №3. С. 123–134.

4. Самофалова Е.И. Особенности изучения образовательной миграции в работах зарубежных авторов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. № 1 (29). С. 104–119. DOI: 10.17223/1998863X/29/11

5. Андрюшина Е.В., Луценко Н.О. Влияние современной российской государственной образовательной политики на процессы образовательной миграции // Государственное управление: Электронный вестник. 2018. Вып. 66. C. 210–220. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/66_2018andryushina_lutsenko.htm

6. Санникова О.В. Некомпенсируемая образовательная миграция как проблема развития российского региона // Теория и практика общественного развития. 2015. №24. С. 19–21.

7. Полетаев Д.В., Дементьева С.В., Зурабишвили Т.З. Потенциал учебной миграции в профессиональные образовательные организации в контексте новой миграционной политики // Известия Томского политехнического университета. 2014. Т. 324. № 6. С. 118–125.

8. Kuptsch С. Students and talent flow – the case of Europe: From castle to harbour? // Competing for global talent. Geneva: International Institute for Labour Studies, 2006. P. 33–62.

9. Wallerstein I. The Modern World System I: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World Economy in the Sixteenth Century. New York: Academic Press, 1974. 410 p.

10. Quinn M.A., Rubb S. The Importance of Education-Occupation Matching in Migration Decisions // Demography. 2005. Vol. 42. No. 1. P. 153–167. DOI: https://doi.org/10.1353/dem.2005.0008/

11. Abdulloev I., Gang I.N., Yun M.S. Migration, Education and the Gender Gap in Labour Force Participation // The European Journal of Development Research. 2014. Vol. 26. No. 4. P. 509–526.

12. Bernard A., Bell M., Charles-Edwards E. Internal Migration Age Patterns and the Transition to Adulthood: Australia and Great Britain Compared // Journal of Population Research. 2016. Vol. 33. No. 2. P. 123–146.

13. Bernard A., Bell M., Cooper J. Internal Migration and Education: A Cross-national Comparison (Background Paper for the 2019 Global Education Monitoring Report). Paris: UNESCO, 2018. P. 67.

14. Bunea D. Modern Gravity Models of Internal Migration. The Case of Romania // Theoretical and Applied Economics. 2012. Vol. XVIII. No. 4 (569). P. 127–144.

15. Rokita-Poskart D. Educational Migration and the Labour Market // Czech journal of social sciences, business and economics. 2016. Vol. 5. No. 1. P. 6–18.

16. Stark O., Bloom D.E. The New Economics of Labor Migration // The American Economic Review. 1985. No. 75. P. 173–178.

17. Massey D.S. Theories of International Migration: A Review and Appraisal // Population and development review. 1993. Vol. 19. No. 3. P. 431–466.

18. Heckert J. New Perspective on Youth Migration: Motives and Family Investment Patterns // Demographic Research. 2015. Vol. 33. No. 1. P. 765–800.

19. Мкртчян Н.В. Миграция молодёжи из малых городов России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. №1 (137). С. 225–242. DOI: 10.14515/monitoring.2017.1.15.

20. Bernard A., Bell M. Educational selectivity of internal migrants: A global assessment // Demographic Research. 2018. Vol. 39. P. 835–854. DOI: 10.4054/DemRes.2018.39.29

21. Findlay A.M. An Assessment of Supply and Demand-Side Theorizations of International Student Mobility // International Migration. 2011. Vol. 49. No. 2. P. 162–190.

22. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: вопросы теории. М.: Ин-т социально-полит. исследований РАН, 2003. 239 с.

23. Урбан О.А. Набор в вузы как фактор риска кадровой модернизации моногородов Кузбасса // Социологические исследования. 2018. №3. С. 53–61. DOI: 10.7868/S0132162518030054

24. Флоринская Ю.Г., Рощина Т.Г. Миграционные намерения выпускников школ малых городов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2005. Т. 74. № 2. С. 77–87.

25. Чернышев К.А. Образование как фактор миграционной подвижности: опыт оценки и принятия управленческих решений на региональном уровне // Вопросы управления. 2014. №6 (31). С. 173–179.

26. Варшавская Е.Я., Чудиновских О.С. Миграционные планы выпускников региональных вузов России // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2014. №3. С. 36–58.

27. Ислакаева Г.Р. Образовательная межрегиональная миграция: причины и социальноэкономические следствия // Уровень жизни населения регионов России. 2016. № 3 (201). С. 77–88. DOI: 10.12737/22297

28. Ладыжец Н.С., Санникова О.В. Фактор неопределённости в образовательной миграции современных абитуриентов // Человек в условиях неопределённости. Сборник научных трудов: в 2-х томах. Т.2 / Под ред. Е.В. Башкшутовой, О.В. Юсуповой, Е.Ю. Двойниковой. Самара: СГТУ, 2018. С. 39–46.

29. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Высшее образование как фактор сохранения городов в Уральском макрорегионе // Экономика региона. 2018. Т. 14. Вып. 3. С. 914–926.

30. Кондакова Т.Ю., Старикова А.В. Учебная миграция в вузы Ярославской области и Баварии (сравнительный анализ) // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2018. Т. 4 (14). Вып. 4. С. 197–207.

31. Питухин Е.А., Семенов А.А. Управление потоками межрегиональной образовательной миграции выпускников // Экономика и управление. 2014. №7. С. 64–69. URL: http://openbudgetrf.ru/doc/461/

32. Зайончковская Ж.А. Федеральные округа на миграционной карте России // Регион: экономика и социология. 2012. №3 (75). С. 3–18.

33. Фадеева И.М., Софронов Д.А. Траектории межрегиональных миграций выпускников вузов Приволжского федерального округа // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. №1 (45). С. 108–119. DOI: 10.21685/20723016-2018-1-13.


Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)