Национальные исследовательские университеты: подготовка кадров высшей научной квалификации в рамках программ развития
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-21-35
Аннотация
В 2008–2009 гг. в России были созданы 29 национальных исследовательских университетов (НИУ) с утверждёнными приоритетными направлениями развития. В 2019 г. заканчивается десятилетняя программа развития НИУ. В статье приведены результаты анализа работы НИУ в части подготовки кадров высшей научной квалификации для высокотехнологичных отраслей экономики. Были рассчитаны два индикатора, отражающие доли защит в НИУ по отношению ко всем защитам по сопоставленным для приоритетных направлений развития научным специальностям. Это позволило оценить позиции, которые занимают НИУ в приоритетных областях. Анализ показал, что для 30% приоритетных направлений развития НИУ не обеспечивают лидирующие позиции. В целом же большая часть НИУ занимают высокие позиции по отдельным приоритетным направлениям в части подготовки научных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики.
Ключевые слова
Об авторах
Л. В. ЩеголеваРоссия
Щеголева Людмила Владимировна – доктор технических наук, доцент
185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, проспект Ленина, 33
В. А. Гуртов
Россия
Гуртов Валерий Алексеевич – доктор физико-математических наук, профессор
185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, проспект Ленина, 33
С. И. Пахомов
Россия
Пахомов Сергей Иванович – доктор химических наук, профессор
115409, г. Москва, Каширское шоссе, 31
Список литературы
1. Бенсон Г.Ф., Гашева Ю.В. Роль Национального исследовательского Томского политехнического университета в повышении квалификации кадров на региональном рынке труда // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам Десятой Всероссийской научно-практической интернет-конференции (30–31 октября 2013 г.). Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. Книга II. С. 47–52.
2. Ташкинов А.А., Петров В.Ю., Макаревич В.И. Приоритеты и перспективы развития регионального инженерного вуза как национального исследовательского университета // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 42–49.
3. Миролюбова Т.В., Соломатова Л.О. Формирование методики интегральной оценки инновационного развития национального исследовательского университета в системе региональной инновационной политики // Вестник Пермского университета. Экономика. 2012. Вып. 4(15). С. 46–52.
4. Арутюнов В.В. Сравнительный анализ результативности научной деятельности федеральных государственных и национальных исследовательских университетов России // Научные и технические библиотеки. 2018. № 1. С. 80–91.
5. Максимова Т.Г., Николаев А.С., Бямбацогт Д. Исследовательские университеты в структуре национальной инновационной экосистемы // Теория и практика общественного развития. 2018. № 8. C. 81–87. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2018.8.15
6. Васильев А.А. Международный аспект развития национального исследовательского университета // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 11. С. 199–205.
7. Зубова Л.Г., Андреева О.Н. Результативность деятельности национальных исследовательских университетов в области науки и инноваций: опыт рейтинговой оценки // Инновации. 2012. № 2(160). С. 35–41.
8. Абакумова Н.Н. Готовность национальных исследовательских университетов к вхождению в мировое образовательное пространство: оценка используемых управленческих механизмов // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 4 (часть 2). С. 380–381. URL: http:// www.expeducation.ru/ru/article/view?id=7384
9. Шешукова Т.Г., Сергеева Н.В. Формирование системы показателей для оценки эффективности научной деятельности национальных исследовательских университетов // Экономический анализ: Теория и практика. 2012. № 4. С. 53–63.
10. Пахомов С.И., Кулямин О.В., Гуртов В.А., Щеголева Л.В. Критериальные показатели университетов для предоставления права самостоятельного присуждения учёных степеней // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 6. С. 19–27. DOI 10.15826/umpa.2017.06.071