Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Инженерное образование: трансформации для индустрии 4.0 (обзор конференции)

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-105-122

Аннотация

В статье подведены итоги пленарной сессии международной конференции «Инженерное образование: проблемы трансформации для индустрии 4.0 – СИНЕРГИЯ-2019», прошедшей в Казанском национальном исследовательском технологическом университете с 4 по 5 сентября 2019 г. Форум, на который собрались представители вузов и промышленных предприятий России и зарубежья, был посвящён вопросам подготовки инженеров нефтегазохимической отрасли. Среди делегатов были представители международных обществ по инженерному образованию, пяти национальных исследовательских университетов и девяти опорных вузов ПАО «Газпром», органов государственной власти и промышленных предприятий Татарстана. Наблюдать за работой пленарной сессии в режиме реального времени по Интернету можно было во всех опорных вузах «Газпрома». Организаторами мероприятия выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Международное общество по инженерной педагогике (IGIP), Национальный фонд подготовки кадров (НФПК), Ассоциация инженерного образования России (АИОР), а также министерство промышленности и торговли РТ и Казанский национальный исследовательский технологический университет. Генеральным спонсором выступило ПАО «Газпром». Всего конференция собрала 155 участников из 15 вузов России, Казахстана и Эстонии. Выступили представители 11 промышленных предприятий, прозвучало 55 докладов.

Об авторах

В. B. Кондратьев
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Кондратьев Владимир Владимирович – доктор педагогических наук, профессор, директор Центра подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов. 

Адрес: 420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68



М. Ф. Галиханов
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Галиханов Мансур Флоридович – доктор технических наук, профессор, и.о. директора Института дополнительного профессионального образования.

Адрес: 420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68



П. Н. Осипов
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Осипов Пётр Николаевич – доктор педагогических наук, профессор, кафедра инженерной педагогики и психологии.

Адрес: 420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68



Ф. т. Шагеева
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Шагеева Фарида Тагировна – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой инженерной педагогики и психологии.

Адрес: 420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68



А. А. Кайбияйнен
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия
Кайбияйнен Алла Адольфовна – кандидат филологических наук, доцент, главный редактор газеты «Технологический университет».

Адрес: 420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68




Список литературы

1. Юшко С.В., Галиханов М.Ф., Кондратьев В.В. Интегрированная подготовка будущих инженеров к инновационной деятельности для постиндустриальной экономики // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. С. 65–75.

2. Kondratyev V.V., Ivanov V.G. Main Categories of Engineering Pedagogy // Forming International Engineers for the Information Society. XL IGIP International Symposium on Engineering Education, March 27-30, 2011. Santos, Brazil. Р. 353–356.

3. Kirsanov A.A., Kondratyev V.V. Diversity Unifies – Diversity in Engineering Education // Proceeding of the Joint International IGIP-SEFI Annual Conference 2010, Trnava, Slovakia. P. 206–208.

4. Кирсанов А.А. [и др.]. Методология инженерной педагогики. М.: Изд-во МАДИ (ГТУ); Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. 215 с.

5. Кирсанов А.А. [и др.]. Основы инженерной педагогики. М.: Изд-во МАДИ (ГТУ); Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. 498с.

6. Кирсанов А.А., Кондратьев В.В., Иванов В.Г. Методологические проблемы инженерной педагогики как самостоятельного направления профессиональной педагогики // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 4. С. 228–249.

7. Кондратьев В.В. Инженерная педагогика как основа системы подготовки преподавателей технических университетов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 2. С. 29–38.

8. Кондратьев В.В. Подготовка научно-педагогических кадров, педагогика высшей школы и инженерная педагогика: круглый стол // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 66–71.

9. Кондратьев В.В., Иванов В.Г. Инженерное образование и инженерная педагогика: проблемы и решения // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 24. С. 262–271.

10. Dreher R., Gornov A.O., Kondratyev V.V. Concept of the Natural Structure of Engineering Training and the Code of Professional Ethics of an Engineer // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. С. 76–85.

11. Чучалин А.И. Инженерное образование в эпоху индустриальной революции и цифровой экономики // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 47–62.

12. Чучалин А.И. Подход CDIO++ к совершенствованию научно-педагогической деятельности преподавателей университета // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 5. C. 18–36.

13. Бахтизин Р.Н., Баулин О.А., Мазитов Р.М., Шайхутдинова Н.А. Трансформация системы подготовки специалистов в условиях перехода на ФГОС 3++ // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 5. C. 104–110.

14. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. World Economic Forum, Geneva, Switzerland, 2016. 184 p.

15. The Global Competitiveness Report 2017– 2018: Insight Report / prof. K. Schwab, World Economic Forum, Editor; prof. X.Sala-i-Martн, Chief Advisor of the Global Competitiveness Report, World Economic Forum, Geneva, 2017. 393 р.

16. Балабанов С.С., Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров социогуманитарного профиля в аспирантуре // Социологические исследования. 2008. № 3. С. 70–78.

17. Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Аспирантура как институциональный ресурс подготовки кадров для науки и высшей школы (статья 1) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 44–54.

18. Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Как российская аспирантура выполняет свою главную миссию: наукометрические оценки // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 9–24.

19. Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 9–20.

20. Осипов П.Н. Инженерная педагогика как наука и учебный предмет // Управление устойчивым развитием. 2017. № 5. С. 84–88.

21. Осипов П.Н. О статусе инженерной педагогики // Методология профессионального образования: сборник научных статей Международной научно-практической конференции, посвящённой научному вкладу академика РАО Александра Михайловича Новикова (30 января 2018 г.) / Под ред. М.В. Никитина, Т.Ю. Ломакиной. М.: ФГБУ РАО, 2018. С. 254–258.

22. Сенашенко В.С., Вербицкий А.А., Ибрагимов Г.И., Осипов П.Н. и др. Инженерная педагогика: методологические вопросы (круглый стол) // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 137–157.

23. Матушанский Г.У., Завада Г.В., Матушанская Ю.Г. Барьеры в аспирантской подготовке и при защите кандидатской диссертации // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 55–66.

24. Галиханов М.Ф., Хасанова Г.Ф. Подготовка преподавателей к онлайн-обучению: роли, компетенции, содержание // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 51–62.

25. Гончарук Н.П., Хромова Е.И. Дидактические и психологические аспекты использования интернет-технологий в высшем профессиональном образовании // Педагогика и психология образования. 2018. № 4. С. 106–117.


Рецензия

Просмотров: 731


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)