Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Языковая подготовка специалистов таможенного дела: зарубежный и российский опыт

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-108-118

Аннотация

В статье представлены результаты исследования языковой подготовки специалистов в области таможенного дела в России и ряде зарубежных стран. Описанный зарубежный опыт языковой подготовки специалистов таможенного дела в Австралии, Вьетнаме, Германии, Китае, Молдавии, США позволяет обозначить её специфику, а именно уклон на развитие билингвальной компетентности, поскольку поликультурное таможенное пространство требует от специалиста умений вести диалог, знать культурные реалии родного и иностранного языка, уметь реализовывать данные знания в непосредственном общении с зарубежными партнёрами.

Отечественный опыт языковой подготовки специалистов-таможенников характеризуется, с одной стороны, отсутствием учёта регионализации и наполнения содержания иностранного языка на основе межпредметной интеграции с содержанием дисциплин профессионального цикла, а с другой – широким применением активных методов обучения, информационных и коммуникационных технологий при обучении иностранному языку, что позитивно влияет на формирование готовности к осуществлению профессиональной межкультурной коммуникации.

Авторы приходят к выводу о необходимости более глубокого изучения зарубежного опыта языковой подготовки на основе компаративного анализа в целях совершенствования отечественной подготовки квалифицированного специалиста-таможенника, способного вести эффективную профессиональную деятельность в иноязычной среде.

Об авторах

Д. Г. Коровяковский
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Коровяковский Денис Геннадьевич – д-р пед. наук, канд. юрид. наук, доцент

119454 Москва, проспект Вернадского, 76



Т. Ю. Игуменцева
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

Игуменцева Татьяна Юрьевна – ст. преподаватель, кафедра русского языка

119454 Москва, проспект Вернадского, 76



В. В. Волкова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Волкова Виктория Викторовна – д-р пед. наук, проф., кафедра теории и практики общественных связей

125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, 6



Список литературы

1. Коровяковский Д.Г. Актуальные проблемы и тенденции профессиональной подготовки специалистов таможенного дела в контексте модернизации современного высшего образования в России // Современное педагогическое образование. 2019. № 3. С. 20–23.

2. Коровяковский Д.Г. К вопросу о современных требованиях к профессиональной подготовке специалистов в области таможенного дела // Глобальный научный потенциал. 2019. № 2. С. 95–97.

3. Коровяковский Д.Г. и др. Подготовка специалистов с высшим образованием по специальности «Таможенное дело»: российский и зарубежный опыт. М.: Юстиция, 2016. 342 с.

4. Коровяковский Д.Г. Совершенствование подготовки студентов по специальности «Таможенное дело» в условиях применения нового таможенного кодекса ЕАЭС, формирования цифровой повестки ЕАЭС и программы «Цифровая экономика РФ» (на основе зарубежного опыта и на примере классических и транспортных вузов) // Таможенное дело. 2017. № 4. С. 26–31.

5. Актуальные вопросы таможенной дипломатии / А.А. Галушкин, В.Ю. Дианова, О.А. Дмитриева, Д.Г. Зеркин, Д.Г. Коровяковский, Ю.В. Косолапов, Л.И. Кулешова, И.Г. Николаева. М.: Прометей, 2018. 100 с.

6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.

7. Воевода Е.В. Образование на родном языке: права и проблемы // Языковой дискурс в социальной практике: Сб. науч. трудов международной научно-практической конференции. Тверь, 6–5 апреля 2013 г. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2017. С. 58–60.

8. Глушевская Е.В. Личностно-ориентированный подход в профессиональной подготовке студентов высших медицинских учебных заведений: дис. … канд. пед. наук. Ярославль: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2008. 168 с.

9. Интерактивные формы проведения учебных занятий как основа формирования профессиональных компетенций выпускников Российской таможенной академии и подготовки кадров для таможенных органов: сборник материалов учебно-методического сбора руководителей и научно-педагогического персонала, 20–21 октября 2010 г. Москва: Изд-во Российской таможенной акад., 2011. 87 с.

10. Кручинина Г.А., Дударева С.С. Возможности использования средств информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку будущих специалистов таможенного дела в условиях контекстного подхода // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. 2014. №1(1). С. 19–25.

11. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. 164 с.


Рецензия

Просмотров: 389


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)