Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Современные тенденции государственного финансирования высшего образования

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-136-152

Аннотация

Государственное финансирование в настоящее время играет ключевую роль в обеспечении стабильного и успешного функционирования систем высшего образования большинства ведущих стран мира. Поскольку государство зачастую является главным источником финансирования высшего образования, в повестке дня встаёт вопрос об эффективности государственной политики распределения финансовых потоков. В настоящей работе рассмотрены основные механизмы финансирования национальных систем высшего образования, а также проанализированы структура и особенности указанных механизмов на примере крупнейших стран Западной Европы и Азии – Германии, Испании, Италии, Франции и Китая.

Материалы и методы. В целях выявления современных тенденций государственного финансирования высшего образования авторы использовали две группы материалов, которые условно можно разделить на официальные нормативно-правовые документы и статистические (аналитические) обзоры. В исследовании были применены методы системно-структурного и статистического анализа данных.

Результаты исследования. Исследование тенденций государственного финансирования высшего образования позволило выявить их большое разнообразие не только в части долевого соотношения в общей структуре доходов университетов, но и в самих механизмах распределения финансовых потоков. В данном исследовании, тем не менее, приведены основные группы данных механизмов, структурированные по методам их реализации.

Обсуждение и заключение. В ходе проведения исследования авторы пришли к выводу, что существующее разнообразие действующих в мире систем финансирования высшего образования в первую очередь обусловлено устойчивостью традиций, сложившихся в национальных системах образования, и отсутствием международных инициатив, целью которых была бы унификация механизмов финансирования образования, как это было сделано ранее относительно структуры, уровней образования и квалификаций в ходе реализации Болонского процесса. Кроме того, постоянно меняющаяся финансовая ситуация в мире побуждает государства искать альтернативные источники поддержки высшего образования, что приводит к созданию новых механизмов финансирования.

Об авторах

М. Де Мартино
Российский университет дружбы народов
Россия

Де Мартино Марио – канд. полит. наук, ассистент кафедры маркетинга экономического факультета, руководитель научных проектов университета Сиены (Италия)

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



Г. Ф. Ткач
Российский университет дружбы народов
Россия

Ткач Геннадий Федорович – канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры сравнительной образовательной политики Учебно-научного института сравнительной образовательной политики

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



С. А. Коваленко
Российский университет дружбы народов
Россия

Коваленко Сергей Александрович – канд. истор. наук, директор Центра сравнительного и международного образования, доцент кафедры сравнительной образовательной политики Учебно-научного института сравнительной образовательной политики

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



Список литературы

1. Gherghina R., Cretan G.C. Education Funding Methods in European States, 2012. URL: http://www.scientificpapers.org/wp-content/files/1326_Gherghina_Cretan_Education_funding_methods_in_European_states.pdf

2. Education at a Glance 2018: OECD Indicators. DOI: 10.1787/eag-2018-en

3. Индикаторы образования: 2018: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 400 с.

4. Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации. Тематический обзор ОЭСР / Под ред. М.В. Ларионовой и Т.А. Мешковой. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 317 с.

5. Лукичев Г.А., Филиппов В.М. Системы финансирования высшего образования в зарубежных странах: Учёб. пособие. М.: РУДН, 2008. 194 с.

6. Абанкина И.В., Винарик В.А., Филатова Л.М. Государственная политика финансирования сектора высшего образования в условиях бюджетных ограничений // Журнал Новой Экономической Ассоциации. 2016. № 3 (31). С. 111–143. DOI: 10.31737/2221-2264-2016-313-5

7. Балацкий Е.В. Синдром аритмии реформ в системе высшего образования // Журнал Новой Экономической Ассоциации. 2014. № 4 (24). С. 111–140.

8. Клячко Т.Л. Высшее образование в России: доступность, стоимость, мотивация // Экономика образования. 2007. № 4. С. 15–22.

9. Романов Е.В. Высшее образование: состояние и перспективы развития // Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 3. С. 182–205. DOI: 10.18288/1994-5124-2018-3-08

10. Абанкина И.В. Финансирование образования: тренд на персонализацию // Журнал Новой Экономической Ассоциации. 2019. № 1 (41). С. 216–225. DOI: 10.31737/2221-22642019-41-1-11

11. Чернова Е.Г., Ахобадзе Т.Д., Малова А.С., Салтан А.А. Модели финансирования высшего образования и эффективность деятельности университетов. Эмпирическое исследование Европейского опыта и отечественная практика // Вопросы образования. 2017. №3. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-37-82

12. Сенашенко В.С., Халин В.Г. Об эффективном контракте в высшей школе России // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 27–36.

13. Сенашенко В.С. О престиже профессии «преподаватель высшей школы» // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 36–44.

14. Claeys-Kulik A.L, Estermann T. Define Thematic Report: Performance-based Funding of Universities in Europe // European University Association. Sept 22, 2015. URL: https://eua.eu/resources/publications/361:define-thematicreport-performance-based-funding-of-universities-in-europe.html

15. Funding Higher Education: A view Across Europe / ben Jongbloed Center For Higher Education Policy Studies, University of Twente, the Netherlands. Lifelong Learning Project N° 142354-LLP-1-2008-1-bE-ERASMUSENW 2010. ESMU, 2010. URL: https://uniko.ac.at/modules/download.php?key=4488_DE_O&cs=8E8b

16. Wolff E.N., Baumol W.J., Saini A.N. A Comparative Analysis of Education Costs and Outcomes: The United States vs. Other OECD Countries // Economics of Education Review. vol. 39, 2013 January. DOI: 10.1016/j.econedurev.2013.12.002

17. Funding Systems and Their Effects on Higher Education Systems Country Study – Germany // OECD. URL: https://www.oecd.org/germany/38308008.pdf

18. Education Policy Outlook Spain // OECD 2014. URL: https://www.oecd.org/education/EDUCATION%20POLICY%20OUTLOOK%20SPAIN_EN.pdf

19. Ткач Г.Ф., Филиппов В.М., Чистохвалов В.Н. Тенденции развития и реформы образования в мире: Учеб. пособие. М.: РУДН, 2008. 303 с.

20. A brief Overview of Chinese Higher Education System. China. british Council 2014. URL: https://www.britishcouncil.in/sites/default/files/higher_education_system_of_china.pdf

21. Wenli L., Qiang L. Selected Papers of beijin Forum 2010 Chinese Higher Education Finance: Changes over Time and Perspectives to the Future // Procedia – Social and behavioral Sciences. 2013. No. 77. P. 388–411. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.03.095


Рецензия

Просмотров: 1876


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)