Высшее экологическое образование в Японии: социальная миссия и национальные особенности
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-138-149
Аннотация
Распространённое в мире представление о японском экономическом чуде редко увязывают с экологическим кризисом в этой стране, ставшим своего рода платой за это «чудо». Не менее интересен вопрос о другом японском чуде – экологическом, превратившем страну в регион гармонии человека и природы. Этот уникальный феномен принято связывать с традициями синтоизма, но это только часть национальных реалий. Другая их часть, до сих пор мало известная за рубежами самой этой страны, связана с благотворными последствиями экокультурной революции последних десятилетий, важнейшим компонентом которой стало развитие экологического образования. В статье представлены результаты исследования высшего экологического образования в Японии как относительно нового явления для университетов этой страны, приобретшего общенациональные масштабы и ставшего важнейшим звеном государственной экологической политики. Именно в этом и состоит миссия экологического образования – быть важнейшим инструментом обеспечения экологической культуры профессионалов сферы природопользования и всего населения страны в целом. Эмпирической базой исследования послужили тематические публикации на японском, английском и русском языках, материалы целевого анкетирования и интервьюирования преподавателей японских вузов в рамках проекта Русского географического общества, а также разнообразный опыт контактов с сотрудниками и студентами университетов Японии на протяжении последних 10 лет. Целью отражённого в настоящей статье исследования стало выявление особенностей истории формирования и специфики современного этапа развития высшего экологического образования в Японии как условия формирования экологической культуры и как фактора национальной экологической политики. Важнейшими из таких особенностей являются: формирование в стране всеобщего экологического образования; системная экологизация высшего образования; его формирование на основе синтеза национальных культурных традиций и научно обоснованных новаций; создание привлекательного имиджа экологических специальностей; использование экологического образования в качестве платформы парадигмы образования для устойчивого развития. Выявленные особенности убеждают в том, что японское общество осознаёт высокую цену экологических издержек, рассматривая при этом экологическое образование как решающий фактор их оптимизации. В связи с этим оригинальная японская практика высшего экологического образования представляет несомненный интерес и для других стран мира, не исключая и России.
Ключевые слова
Об авторах
Ю. Л. МазуровРоссия
д-р геогр. наук, проф., кафедра рационального природопользования
119991, г. Москва, Ленинские горы, ГСП-1
А. И. Банчева
Россия
канд. геогр. наук, научный сотрудник кафедры физической географии мира и геоэкологии
119991, г. Москва, Ленинские горы, ГСП-1
Список литературы
1. Takabashi Ts., Kato S., Akamine R. The Conservation Movement and Its Literature in Japan // Literature of Nature / Patrick D. Murphy (Ed). Chicago – London : Fitzroy Dearborn Publishers, 1998. P. 290–293.
2. Ikuta Sh. Modern Japanese Nature Writing: An Overview // Literature of Nature / Patrick D. Murphy (Ed). Chicago – London : Fitzroy Dearborn Publishers, 1998. P. 277–281.
3. Иванов О.В., Мельник Л.И., Шепеленко А.Н. В борьбе с драконом Когай: Опыт природопользования в Японии. М. : Мысль, 1991. 236 с.
4. Бабурин В.Л., Мазуров Ю.Л. Географические основы управления. М. : Дело, 2000. 288 с.
5. Тихоцкая И.С. Экологические проблемы в Японии: между прошлым и будущим // Японские исследования. 2016. №. 1. C. 59–71.
6. Университетская география в современном мире / Под ред. А.С. Наумова. М. : Буки Веди, 2016. С. 224–235.
7. Wakai I. Considering Concerning the Traditional Regional Culture and Environmental Education that Support the Conservation of Ecosystems of Lagoons around Lake Biwa (A Case Study of Lake Nishi-no-ko in Shiga Prefecture) // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 28–31.
8. Kitamura Y., Hoshii N. Education for sustainable development at universities in Japan // yonezawa, A., Kitamura, y., Meerman, A., Kuroda, K. (Eds.) Emerging international dimensions in East Asian higher education. Springer Netherlands, 2014. С. 207–225. DOI: 10.1007/978-94-017-8822-9
9. Kodama T. Environmental education in formal education in Japan // Japanese Journal of Environmental Education. 2017. Vol. 26.
10. No. 4. С. 4–26. DOI: https://doi.org/10.5647/JSOEE.26.4_21
11. Фортунатов А.А. Экологическое образование учащейся молодёжи в высших учебных заведениях России и Японии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 4 (73). C. 136–140.
12. Tanaka H. Current State and Future Prospects of Education for Sustainable Development (ESD) in Japan // Educational Studies in Japan: International yearbook. 2017. No. 11. P. 15–28. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1147529.pdf (дата обращения: 17.04.2021).