Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Привлекательность образования в России: достижения и проблемы

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-29-39

Аннотация

В статье предлагается подход к оценке привлекательности образования в постсоветской России. Приводятся результаты анализа динамики отношения населения к образованию по показателям вербального поведения, в частности, мнений о целях сбережений, расходовании денежных средств на образование в зависимости от уровня среднедушевых доходов. Показана динамика места образования в потребительских расходах населения и оплате личных услуг, а также результаты сравнительного анализа образовательных характеристик населения в России и ряде развитых стран мира. Делается вывод о традиционно высокой привлекательности образования в нашей стране, но проявившейся тенденции к её снижению в ХХI веке.

Об авторах

В. Л. Петров
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Россия

Петров Вадим Леонидович – доктор технических наук, профессор, проректор по учебной работе

Адрес: 119049, Москва, Ленинский проспект, 4



В. Ф. Пугач
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Россия

Пугач Виктория Федоровна – доктор социологических наук, профессор, Институт качества высшего образования

Адрес: 119049, Москва, Ленинский проспект, 4



Список литературы

1. Navarro R.A., Barbarasa E., Thakkar A. Addressing workforce needs by disrupting traditional industry-higher education relations: The case of El Salvador // Industry and Higher Education. 2019. No. 33 (6). Р. 391–402. DOI: 10.1177/0950422219875886

2. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Под ред. Т.Л. Клячко. М.: Дело РАНХиГС, 2013. 48 с.

3. Клячко Т.Л. Национальный проект «Образование»: преимущества и риски // Экономическое развитие России. 2019. Т. 26. № 6. С. 49–51.

4. Семенова Ю.И. Доступность и привлекательность получения высшего образования: опыт Финляндии // Высшее образование в России. 2011. № 3. С. 133–137.

5. Carranza J.E., Ferreyra M.M. Increasing higher education access: Supply, sorting, and outcomes in Сolombia // Journal of Human Capital. 2019. Vol. 13, no. 1. Р. 95–136. DOI: https://doi.org/10.1086/701435

6. Chea P. Does higher education expansion in Cambodia make access to education more equal? // International Journal of Educational Development. 2019. Vol. 70. No. 102075. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2019.102075

7. Блинова Т.Н., Федотов А.В. Высшее образование на Дальнем Востоке: позиция рынка и потребности развития региона // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 54–70. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-54-70

8. Tyurikov A.G., Zubets A.N., Razov P.V., Amerslanova A.N., Savchenko N.V. Assessment model of quality and demand for educational services considering the consumers’ opinion // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. No. 7 (6). Р. 160–168. DOI: https://doi.org/10.18510/hssr.2019.7632

9. Habibi N. Preventing overeducation and graduate surplus: What can West Asia learn from Singapore and Hong Kong // Asian Education and Development Studies. 2019. Vol. 8. No. 4. Р. 523–535. DOI: https://doi.org/10.1108/AEDS07-2018-0113

10. Chase-Lansdale P.L., Sabol T.J., Sommer T.E., Chor E., Cooperman A.W., Brooks-Gunn J., Yoshikawa H., King C., Morris A. Effects of a two-generation human capital program on low-income parents’ education, employment, and psychological wellbeing // Journal of Family Psychology. 2019. Vol. 33. No. 4. Р. 433–443. DOI: https://doi.org/10.1037/fam0000517

11. Hunt E.S. Transatlantic recognition issues: Seeking new directions in the twenty-first century // Assessment in Education: Principles, Policy and Practice. 2009. Vol. 16. No. 1. Р. 65–81. DOI: https://doi.org/10.1080/09695940802704112

12. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15. № 3. С. 203–211.

13. Figel J. Searching for a new balance: The next frontier for higher education in Europe // Higher Education in Europe. 2006. Vol. 31. No. 4. Р. 415–420. DOI: https://doi.org/10.1080/03797720701303731

14. Де Вит Х. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 8–34. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-8-34

15. Cattaneo M., Horta H., Malighetti P., Meoli M., Paleari S. Universities’ attractiveness to students: The Darwinism effect // Higher Education Quarterly. 2019. Vol. 73. No. 1. Р. 85–99. DOI: https://doi.org/10.1111/hequ.12187

16. Han J.-X., Ma M.-Y. Study on the attractiveness factors of online courses // Education Sciences. 2019. Vol. 9. No. 2. Article 128. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci9020128.

17. Widiputera F. De Witte, K. Groot W, Maassen van den Brink H. The attractiveness of programmes in higher education: an empirical approach // European Journal of Higher Education. 2017. Vol. 7. No. 2. Р. 153–172. DOI: https://doi.org/10.1080/21568235.2016.1275976

18. Katzis K., Dimopoulos C., Meletiou-Mavrotheris M., Lasica I.-E. Engineering attractiveness in the European educational environment: Can distance education approaches make a difference? // Education Sciences. 2018. Vol. 8. No. 1. Article 16. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci8010016

19. Жураковский В. Инструмент инновационного развития инженерного образования в России // Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 36–43.

20. Федоров И.Б., Медведев В.Е. Инженерное образование: проблемы и задачи // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 54–60.

21. Константиновский Д.Л. Неравенство в образовании. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодёжи (1960-е годы – начало 2000-х). М.: ЦСП, 2008. 552 с.

22. Образование в Российской Федерации. Стат. Сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Н.В. Ковалева и др. М.: ГУ-ВШЭ, ЦИСН, 2003. 255 с.

23. Образование в Российской Федерации: 2010. Стат. сб. / Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М., Забатурина И.Ю., Ковалева Г.Г., Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Озерова О.К., Шувалова О.Р. М., ГУ-ВШЭ, 2010. 492 с.

24. Образование в Российской Федерации: 2012: стат. сб. / Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М., Забатурина И.Ю., Ковалева Г.Г., Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Озерова О.К. М.: НИУ ВШЭ, 2012. 444 с.

25. Образование в Российской Федерации: 2014: стат. сб. / Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М., Забатурина И.Ю., Ковалева Г.Г., Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Озерова О.К., Шугаль Н.Б. М.: НИУ ВШЭ, 2014. 464 с.

26. Индикаторы образования: 2017: стат. сб. / Бондаренко Н.В., Гохберг Л.М., Забатурина И.Ю., Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Озерова О.К., Пинская М.А., Подольский О.А., Пономарева А.А., Рылько Е.Д., Шугаль Н.Б. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 320 с.

27. Образование в цифрах: 2017: Краткий статистический сборник / Бородина Д.Р., Гохберг Л.М., Жихарева О.Б., Забатурина И.Ю., Ковалева Г.Г., Ковалева Н.В., Кузнецова В.И., Озерова О.К., Шугаль Н.Б. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 80 с.

28. Спрос населения на платные услуги. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. № 24 / Аналитический центр при правительстве Российской Федерации. Апрель 2017. 15 с. URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/12783.pdf

29. Федеральная служба государственной статистики. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике по субъектам Российской Федерации за 2000–2017 гг. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/

30. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018. Стат. сб. / Н.С. Бугакова, Л.М. Гохберг, Л.М. Григорьев, В.Б. Житков и др.; Росстат. М., 2018. 1162 с.


Рецензия

Просмотров: 755


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)