Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Центры визуализации знаний и университетская инфографика: мировой и отечественный опыт

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-114-124

Полный текст:

Аннотация

В статье отстаивается мысль о том, что инфографика как наука о свёртывании массивных объёмов знаний в лаконичные эмерджентные визуализации, т.е. методология, по большому счёту работающая с перекодированным знанием, способна на цифровом этапе собственной эволюции интегрировать самые разные области знания за счёт преимуществ, которые предоставляет графический язык на фоне других способов выражения и формализации знаний. В контексте университетской среды инфографика даёт возможность наглядного оперирования обширными объёмами знаний, поиска новых междисциплинарных точек-нексусов и эвристических пересечений в сетевой структуре вузовской науки. Попутно решаются проблемы изобретательских задач, пропаганды научного знания посредством цифровых инфографических визуализаций в сети Интернет, внутри- и межуниверситетского взаимодействия. Статья развивает идею о социально-эпистемологических и междисциплинарных потенциалах феномена инфографики для устойчивого роста конкурентных преимуществ российской системы образования. Анализируется мировой и отечественный опыт становления и функционирования инфографики в науке, системе образования, бизнесе, управлении, а также рассматривается новый для отечественного университетского образования проект создания центра визуализации знаний на примере конкретного вуза. Размышления авторов сопровождаются примерами успешных международных проектов визуализации данных. Определённое внимание уделено проблеме создания целостного междисциплинарного каталога инфографики, слиянию возможностей цифровой библиотеки вуза как источника баз данных и потенциалов центра визуализации как инструмента визуализации этих данных. Анализируется возможность возникновения процедуры инфографической экспертизы как новой методики анализа и совершенствования различных программных документов, программ социального развития, бизнес-проектов, диссертационных работ. Обосновывается необходимость формирования инфографических компетенций акторов инноваций в образовании, бизнесе и госуправлении.

Об авторах

А. В. Макулин
Северный государственный медицинский университет
Россия

Макулин Артем Владимирович - д-р филос. наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных наук

Адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Троицкий, 51



М. И. Корзина
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Корзина Мария Игоревна - ст. преподаватель кафедры информационных систем и технологий

Адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины,17



Список литературы

1. Сосинская С.С. Роль информационных потоков в управлении университетом и уровни их визуализации // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2004. № 3 (19). С. 83–86.

2. Князева E.H. Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. 352 с.

3. Tufte E. Envisioning Information. Cheshire, CT: Graphics Press, 1990. 126 p.

4. Полонников А.А., Калачикова О.Н., Король Д.Ю., Корчалова Н.Д. Текстоцентрированный образовательный дискурс в зеркале современной визуальной культуры // Высшее образование в России. 2016. № 10. С. 48–61.

5. Король Д.Ю. Образование в контексте современности (заметки к проекту исследований) // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 70–76.

6. Инишев И.Н. Взаимосвязь материального и смыслового в иконическом опыте // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2011. № 4 (16). C. 86–93.

7. Симакова С.И., Федотовский В.В. Инфографика: прошлое, настоящее, будущее // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2016. № 3 (20). С. 13–25.

8. Drucker, J. Graphesis: Visual Forms of Knowledge Production. Harvard University Press, 2014. 215 p.

9. Eppler M.J. Making Knowledge Visible through Knowledge Maps // Knowledge Management Handbook. Holsapple, C.W. (Ed). Springer, New York, 2002. Р. 189–206.

10. Пухов А.Ф. О «Периодической» таблице методов визуализации // Компьютерные инструменты в образовании. 2009. №1. С. 52–56.

11. Wright R. Computer Graphics as Allegorical Knowledge: Electronic Imagery in the Sciences // Leonardo. Supplemental Issue. 1990. Р. 65–73. DOI: 10.2307/1557896

12. Крючков Э.Ф., Пилюгин В.В., Тихомиров Г.В. Технологии научной визуализации в исследовательском университете // Научная сессия НИЯУ МИФИ-2013, Москва, 1-6 февр., 2013. М., 2013. Т. 3. С. 84.

13. Щучинов О.С., Ладыжец Н.С. Сравнительный анализ репрезентативных стратегий визуализации академических ресурсов и наукоёмких технологий западных университетов в интернет-пространстве // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2009. № 1. С. 3–24.

14. Laamarti F., Eid M., El Saddik A. An overview of serious games // International Journal of Computer Games Technology. 2014, 15 p. DOI: 10.1155/2014/358152

15. Бызов Л.А. Об организации института графического языка: общие проблемы графического языка. М.: Клуб работников нар. хозяйства им. Дзержинского. Кабинет рационализации, 1933. 21 с.

16. Иваницкий И.П. Изобразительная статистика и венский метод. М.; Л.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1932. 43 с.

17. Киреева Н.Р. Логический позитивизм и инфографика Отто Нейрата // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2018. Т. 2. № 1. С. 95–99.

18. Инишев И.Н. «Иконический поворот» в теориях культуры и общества // Логос: филос.- лит. журнал. 2012. Т. 85. № 1. С. 184–211.

19. Berry D.M. The computational turn: Thinking about the digital humanities // Culture machine. 2011. Vol. 12. Р. 440–470.

20. Вирильо П. Машина зрения. СПб.: Наука, 2004. 140 с.

21. Рубакин Н.А. Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы (Опыт статистической характеристики сословно-классового населения русского государства). СПб.: Изд-во «Вестника Знанiя» (В.В. Битнера), 1912. 109 с. URL: https://b-ok.cc/dl/2387155/758bef

22. McCormick B.H., DeFanti T.A., Brown M. Visualization in scientific computing // ACM Computer Graphics. 1987. Vol. 21. No. 6. URL: http://www.sci.utah.edu/vrc2005/McCormick-1987-VSC.pdf

23. Якутин Ю.В. Российская экономика: стратегия цифровой трансформации (к конструктивной критике правительственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации») // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. № 4. С. 27–52.

24. Арендт X. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. Борисовой И.В. и др.; послесл. Давыдова Ю.Н.; под ред. Ковалевой М.С., Носова Д.М. М.: ЦентрКом, 1996. 672 с.

25. Барсук Н.С., Бойко А.В. Сервисы online визуализации как инструмент формирования универсальных компетенций обучающихся в ходе проектной деятельности // Постулат. 2019. № 6 (44). С. 101.


Просмотров: 92


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)