Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Имплементация зарубежных норм в российском высшем образовании: проблемы адаптации

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-39-54

Аннотация

В статье анализируются причины, по которым Россия заимствует зарубежные нормы в сфере высшего образования; рассматривается, как и почему изоморфизм, транснациональные сети и глобальный рынок образования привели к необходимости интеграции страны в мировое университетское пространство. Авторы исследуют, каким образом Россия осуществляет перенос и внедрение международных образовательных норм, с одной стороны, интегрируясь в Болонский процесс и запуская такие проекты, как “5-100”, чтобы повысить конкурентоспособность своих университетов на мировой арене, а с другой – сохраняя обеспокоенность вопросами безопасности и национальной идентичности. Эти опасения приводят к тому, что правительство зачастую отдаёт приоритет соблюдению формальных критериев при сохранении в неизменности «идеологии» разработки образовательных программ, порождая опасную дихотомию между содержанием высшего образования и его структурным оформлением. Отмеченное несоответствие чревато не только неэффективной реализацией международной нормы, но и существенным провалом в функционировании системы высшего образования. Попытки использовать преимущества обоих «миров» оборачиваются противоположными результатами: режим форсированного «догоняющего» развития генерирует латентное сопротивление в профессиональной среде и снижает общее качество образования в тех университетах, в которых отсутствует институты, способные амортизировать шоки от «забегания» вперёд и поддерживать высокий темп перемен. Авторы очерчивают преимущества постепенной адаптации к международному опыту организации высшего образования и обосновывают необходимость приспособления международной нормы к местным условиям. Кроме того, анализируются выгоды от вовлечения в процессы адаптации норм транснациональных экспертно-профессиональных сетей.

Об авторах

А. Виньо
Московский государственный институт международных отношений (МГИМО МИД России)
Россия
Виньо Анн – аспирант Редингского университета (Великобритания) и МГИМО МИД России


А. А. Байков
Московский государственный институт международных отношений (МГИМО МИД России)
Россия
Байков Андрей Анатольевич – канд. полит. наук, доцент, проректор по магистерским и международным программам, декан факультета международных отношений


Е. Калюжнова
Редингский университет
Великобритания
Калюжнова Елена – профессор, вице-декан Бизнес-школы «Хенли»


Список литературы

1. Smolentseva, A., Huisman, J., Froumin, I. (2018). Transformation of Higher Education Institutional Landscape in Post-Soviet Countries: From Soviet Model to Where? In: 25 Years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries. Palgrave Studies in Global Higher Education. Palgrave Macmillan, Cham, pp. 1-45.

2. Tulokhonov, A.K. (2014). [The Mountain Gave Birth to a Mouse, or Once Again about the Reform of the RAS]. Vserossiiskiy ekonomicheskiy zhurnal EKO = All-Russian ECO Journal. Vol. 44, no. 7, pp.158-163. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Dezhina, I. (2014). Russia’s Academy of Sciences’ Reform: Causes and Consequences for Russian Science. Russie. Nei. Visions. Vol. 77, pp. 1-27.

4. Graham, L.R. (2015). The Soviet Academy of Sciences and the Communist Party, 1927–1932. Princeton: Princeton University Press, 276 p.

5. Byzov, L.G. (2018). Conservative Trends in Contemporary Russian Society: Origins, Content, and Prospects. Russian Social Science Review. No. 59(1), pp. 39-58. DOI: https://doi.org/10.1080/10611428.2018.1424441

6. Davies, R.W., Davies, R.W., Harrison, M., Wheatcroft, S.G. (Eds.). (1994). The Economic Transformation of the Soviet Union, 1913–1945. Cambridge: Cambridge University Press, 381 p.

7. Moutsios, S. (2012). Academic Autonomy and the Bologna Process. Working Papers on University Reform. Copenhagen: EPOKE, Department of Education, Aarhus University. 56 p.

8. Keck, M., Sikkink, K. (1998). Activists beyond Borders. Transnational Advocacy Networks in International Politics. Ithaca and London: Cornell University Press, 240 p.

9. Vigneau, A., Baykov, A. (2019). Transnational Networks and Russia’s Environmental Policies. Mezhdunarodnye Protsessy = International Trends. Vol. 16, no. 4, pp. 137-153. DOI: 10.17994/IT.2018.16.4.55.8 (In Russ., abstract in Eng.)

10. Meyer, J.W., Rowan, B. (1977). Institutionalized Organizations: Formal Structure as Myth and Ceremony. American Journal of Sociology. Vol. 8, no. 2, pp. 340-363.

11. DiMaggio, P.J., Powell, W.W. (1983). The Iron Cage Revisited: Institutional Isomorphism and Collective Rationality in Organizational Fields. American Sociological Review. Vol. 48, pp. 147-160.

12. Krause, P. (2013). Of Institutions and Butterflies: Is Isomorphism in Developing Countries Necessarily a Bad Thing. Background Note: The Overseas Development Institute, pp. 1-4. Available at: https://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/odiassets/publications-opinion-files/8353.pdf

13. Shields, R. (2015). Measurement and Isomorphism in International Education. In: Hayden, M., Levy, J., Tompson, J. (Eds). The SAGE Handbook of Research in International Education. London: SAGE Publ., pp. 477-488.

14. Finnemore, M. (1993). International Organizations as Teachers of Norms: The United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization and Science Policy. International organization. Vol. 47, no. 4, pp. 565-597.

15. Meyer,J.W. (1992). The Global Standardisation of National Educational Systems. Nagoya University Publ., 32 p.

16. Schofer, E., Hironaka, A., Frank, D.J., Longhofer, W. (2012). Sociological institutionalism and world society. In: Amenta E., Nash, K., Scott, A. The Wiley-Blackwell Companion to Political Sociology, New York: Wiley-Blackwell, pp. 57-68.

17. Pritchett, L., Woolcock, M., Andrews, M. (2010). Capability Traps? The Mechanisms of Persistent Implementation Failure. Center for Global Development Working Paper. Washington, D.C.: Center for Global Development, 234 p.

18. Kasatkin, P.I., Silantieva, M.V. (2017). The Anthropological Aspect of Global Education Models: Problems and Solutions. Polis. Politicheskie Issledovaniya = Polis. Political Science. No. 6, pp. 137-149. (In Russ., abstract in Eng.)

19. Elutin, V.P. (1980). Vysshaya shkola obschestva razvitogo sotsializma [Higher Education of the Society of Developed Socialism]. Moscow: Nauka Publ., 587 p. (In Russ.)

20. Zajda, J. (2003). Educational Reform and Transformation in Russia: Why Education Reforms Fail. European Education. Vol. 35, no 1, pp. 58-88.

21. Gounko, T., Smale, W. (2007). Modernization of Russian Higher Education: Exploring Paths of Influence. Compare. Vol. 37, no. 4, pp. 533-548.

22. Dewey, J. (2004). Democracy and Education. Mineola, NY: Dover Publications, 368 p.

23. Bloom, A. (2008). Closing of the American mind. New York: Simon and Schuster Paperbacks.

24. Torres, C.A. (2002). Globalization, Education, and Citizenship: Solidarity Versus Markets? American Educational Research Journal. Vol. 39, no. 2, pp. 363-378.

25. Kasatkin, P.I., Kovalchuk, Yu.A., Stepanov, I.M. (2019). The Modern Universities Role in the Formation of the Digital Wave of Kondratiev’s Long Cycles. Voprosy ekonomiki. No. 12, pp. 123-140. (In Russ., abstract in Eng.)

26. Chernyshov, S. (2007). Rossiya suverennaya: kak zarabotat vmeste so stranoy [Sovereign Russia: How It Is Possible to Make a Profit Together with the Country]. Moscow: Evropa Publ., 304 p. (In Russ.)

27. Kuraev, A. (2014). Internationalization of Higher Education in Russia: Collapse or Perpetuation of the Soviet System? A Historical and Conceptual Study. Doct. Sci. Thesis, Boston College, Newton MA, 332 p.

28. Kortunov, A.V. (2010). [Global Management: International Institutions, Models, Legislation]. In: Konferentsiya “Strategicheskie tsennosti i politicheskaya struktura Evro-Antlanticheskoi bezopasnosti“ [Strategic Values and Political Structure Security in the Euro-Atlantic Region: Proc. Sci. Conf.] Moscow: MGIMO University Publ., pp. 30-39. (In Russ.)

29. Kawito, M., Gounko, T., Nungy, M. (2014). Comparative Analysis of Higher Education Systems. Issues, Challenges, and Dilemmas. Rotterdam: Sense Publishers, 42 p.

30. Kasatkin, P.I., Ivkina, N.V. (2018). Cultural and Educational Dimensions of EU Soft Power. Sravnitelnaya politika = Comparative Politics Russia. Vol. 9, no. 1. DOI: https://doi.org/10.24411/2221-3279-2018-00003 (In Russ., abstract in Eng.)

31. Naumenko, E.E. (2016). [Adaptation of “Project 5-100” to the Russian Educational System]. Vestnik Kemerovskogo Gosudarstvennogo Universiteta Kultury i Iskusstv = Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. No. 35, pp. 176-182. (In Russ., abstract in Eng.)

32. Pursiainen, C., Medvedev, S. (Eds). (2005). The Bologna Process and Its Implications for Russia: The European Integration of Higher Education. Moscow: Russian-European Centre for Economic Policy, pp. 16-24. (In Russ.)

33. Motova, G.N. (2018). Doubled Standards of the Quality Assurance: Russia in the Bologna Process. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27, no. 11, pp. 9-21. (In Russ., abstract in Eng).

34. Senashenko, V.S., Makarova, A.A. (2020). On the Hybrid Nature of Reforming the Traditional Structure of Engineering Education. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis. Vol. 24, no. 1, pp. 118-128. DOI: 10.15826/umpa.2020.01.005 (In Russ., abstract in Eng.)

35. Mustajoki, A. (2013). Measuring Excellence in Social Sciences and Humanities: Limitations and Opportunities. In: Erkkilä, T. (Ed). Global University Rankings: Challenges for European Higher Education. London: Palgrave Macmillan. pp. 147-165.

36. Mussard, M., James, A.P. (2018). Engineering the Global University Rankings: Gold Standards, Limitations and Implications. IEEE Access, no. 6, 12 p. DOI: 10.1109/ACCESS.2017.2789326

37. Stratilatis, C. (2014). University Rankings and the Scientification of Social Sciences and Humanities. Ethics in Science and Environmental Politics. Vol. 13, no. 2, pp. 177-192.

38. Dimova, S., Hultgren, A.K., Jensen, C. (Eds). (2015). English-Medium Instruction in European Higher Education. Berlin, 334 p.

39. Mau, V., Drobyshevskaya, T. (2013). Modernization and the Russian Economy: Three Hundred Years of Catching Up. In: Alexeev, M., Weber, Sh. The Oxford Handbook of the Russian Economy. Oxford: Oxford Univ. Press, pp. 29-50.

40. Bogaturov, A.D., Vinogradov, A.V. (2002). Enclave-Conglomerate Type of Development. The Experience of Trans-System Theory. In: Vostok – Zapad – Rossiya [East-West-Russia: Collection of papers]. Moscow: Progress-Traditsiya Publ., pp. 109-128. (In Russ.)

41. Streeck, W., Thelen, K. (2005). Introduction: Institutional Change in Advanced Political Economies. In: Streeck, W., Thelen, K. Beyond Continuity: Institutional Change in Advanced Political Economies. Oxford: Oxford University Press, pp. 1-39.


Рецензия

Просмотров: 965


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)