Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

«Талгенизм» в эпоху цифровизации: отечественная история cMOOC

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-71-84

Аннотация

Рассмотрены вопросы трансформации образовательного пространства в современную эпоху тотальной цифровизации. Отмечена слабость теоретического фундамента электронного обучения в условиях массовой практики его внедрения и применения. Обсуждается правомерность применения традиционных теорий к электронному обучению в радикально изменившейся образовательной среде и необходимость разработки новой теории. Когнитивизм, конструктивизм, бихевиоризм и др. являются базой традиционной педагогической системы (классно-урочной в школе и лекционно-семинарской в вузах). Показано, что иную педагогическую систему представляет коннективизм – теоретическая конструкция Дж. Сименса, созданная как «теория цифровой эпохи». На основе коннективизма и для его изучения Дж. Сименс и С. Даунс создали первые массовые открытые онлайн-курсы cMOOC, – и теоретическая конструкция получила практическое воплощение. Обнаружена ещё одна, сходная с коннективистской, технология обучения, в основе которой также лежит отличная от традиционной педагогическая система. Это дало возможность придать «теории обучения цифровой эпохи» заметный «исторический объём». Корни современного коннективизма массовых открытых онлайн-курсов были обнаружены в России. Сто лет назад известный педагог А.Г. Ривин впервые реализовал идею коллективного взаимообучения. Этот метод, названный Ривиным «талгенизмом» (от слов «талант», «гений»), опирался на «диалогическое общение» в переменных парах и позволял достичь невероятных результатов в совместном обучении людей разного возраста и разного уровня подготовки. Прослежены исторические вехи развития метода коллективного взаимообучения в России. Обнаружены документальные свидетельства об экспериментах по созданию принципиально иной педагогической системы, существенно отличающейся от традиционной. Показано, что метод коллективного взаимного обучения (талгенизм) российского педагога А.Г. Ривина и технология современного коннективизма, реализованная в массовых открытых онлайн-курсах сМООC канадских исследователей Дж. Сименса и С. Даунса, имеют общие ключевые особенности. Установлено, что, несмотря на временной и географический разрыв (Россия, 1918 г. и Канада, 2008 г.), каждая из этих технологий делает возможным принципиально новый процесс обучения (ориентированный на потребности обучающегося), организация которого практически недостижима при традиционной классно-урочной или лекционно-семинарской системе. Обе технологии представлены как эффективные практические воплощения новой парадигмы образования, что позволяет внимательно и всесторонне изучить её элементы. Сделан вывод о предпосылках создания новой теории обучения, которая стала бы фундаментом альтернативной педагогики нового времени, отличной от традиционной, и смогла бы претендовать на статус общей теоретической базы не только дистанционного, электронного, но и аудиторного обучения.

Об авторах

М. А. Бабаева
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия
Бабаева Марина Алексеевна – канд. физ.-мат. наук, доцент


Е. Б. Голубев
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия
Голубев Евгений Борисович – зам. главного редактора журнала «Санкт-Петербургский университет»


Список литературы

1. Kaplan A.M., Haenlein M. Higher education and the digital revolution: About MOOCs, SPOCs, social media, and the Cookie Monster // Business Horizons. 2016. Vol. 59 (4). No 4. Р. 441–450.

2. Li Y., Powell S. MOOCs and Open Education: Implications for Higher Education White Paper. University of Bolton: CETIS, 2013. URL: http://publications.cetis.org.uk/wp-content/uploads/2013/03/MOOCs-and-Open-Education.pdf

3. Бабаева М.А., Смык А.Ф. Заочное обучение: исторический путь к МООК // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 156–166.

4. Anderson T. Towards a Theory of Online Learning // The theory and practice of online learning (2nd Edition). Edmonton, AB: AU Press, Athabasca University. 2008. P. 45–74.

5. Picciano A.G. Theories and frameworks for online education: Seeking an Integrated Model // Online Learning. 2017. Vol. 21 (3). P. 166–190.

6. Kop R. The challenges to connectivist learning on open online networks: Learning experiences during a massive open online course // The International Review of Research in Open and Distance Learning. 2011. Vol. 12. No. 3. P. 19–38.

7. Gonzalez C. The Role of Blended Learning in the World of Technology. 2004. URL: http://www.unt.edu/benchmarks/archives/2004/september04/eis.htm

8. Learning about learning in the 21st century // Harvardx.harvard.edu, 2014-2015. URL: https://harvardx.harvard.edu/files/harvardx/files/hx_briefing_1114.pdf

9. Andrews R. Does e-Learning Require a New Theory of Learning? Some Initial Thoughts // Journal for Educational Research Online. 2011. Vol. 3. No. 1. P. 104–121.

10. Siemens G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age // International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2005. Vol. 2. No. 1. P. 1–8.

11. Downes S. «Connectivism» and Connective Knowledge. 2011. URL: https://www.huffingtonpost.com/stephen-downes/connectivism-and-connecti_b_804653.html

12. Stephenson K. What knowledge tears apart, networks make whole // Internal Communication Focus. 1998. No. 36. URL: http://www.netform.com/html/icf.pdf

13. Duke B., Harper G., Johnston M. Connectivism as a digital age learning theory // The International HETL Review. Special Issue. New York: Helt Publishing, 2013. P. 4–13. URL: https://www.hetl.org/wp-content/uploads/2013/09/HETLReview2013SpecialIssue.pdf

14. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991. 192 с.

15. Талгенизм (Метод коллективного взаимообучения). Ч.1 и 2 / Составление, подготовка текста и примечания: Е. Голубев. Л.: НИФ «Элиана», 1991. 114 с.

16. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001. 496 с.

17. Брейтерман М. Диалоги // Учительская газета. 1989. 31 января.

18. Брейтерман М. Метод А.Г. Ривина // На путях к новой школе. 1994. № 1 (6). С. 14–21.

19. Ривин А. Содиалог как орудие ликбеза // Революция и культура. 1930. № 15-16. С. 64–66.

20. Вихман З. Метод сочетательного диалога. Опыт применения // За качество кадров. 1931. № 6. С. 26–35.

21. Шохор М. Научная организация умственного труда // Вестник просвещения. 1924. № 2-3. С. 9–24.

22. Крупская Н.К. Самообразование в системе политпросветработы. Доклад на II Всесоюзном совещании по самообразованию. Москва, 15 января 1927 г. // Помощь самообразованию. 1927. № 3. С. 18–20.

23. Чаган З. «Дикий» вуз // Революция и культура. 1929. № 11. С. 47–50.

24. Шульман С. Вне системы. О Высшей инженерной школе им. Бубнова // За промышленные кадры. 1932. № 7-8. С. 83–86.

25. Голубев Е.Б. Единственный в мире «вуз без преподавателей» и метод коллективного взаимного обучения // История науки и техники. 2019. № 3. С. 63–67.

26. Соколов А.С. Непрописанное имя // Полярная сова. 2007. № 3. С. 16–19.

27. Мкртчян М.А. Становление коллективного способа обучения. Красноярск: Красноярский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2010. 228 с.

28. Метод коллективного взаимообучения. Доклад тов. Таль на II Всероссийской методической конференции ликвидаторов неграмотности // Руководителям занятий. 1922. № 5. С. 6–10.

29. Кессиди Ф.Х. Сократ. СПб.: Алетейя, 2001. 352 с.

30. Вихман З. Новый метод организации занятий для предприятия-школы // Революция и культура. 1930. № 4. С. 35–38.

31. Barr R.B., Tagg J. From teaching to learning – a new paradigm for undergraduate education // Change. 1995. Vol. 27. No. 6. P. 13–25.

32. Siemens G. What is the theory underpinning our MOOCs? 2012 // Elearnspace. URL: http://www.elearnspace.org/blog/2012/06/03/whatis-the-theory-that-underpins-our-moocs


Рецензия

Просмотров: 1202


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)