Вклад в Проект 5-100 национальных исследовательских и федеральных университетов
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-30-45
Аннотация
В статье изложены результаты исследования вклада в проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100) национальных исследовательских (НИУ) и федеральных (ФУ) университетов. Анализировались публикационная активность университетов в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus, доля иностранных студентов и преподавателей, доля молодых сотрудников и сотрудников, имеющих учёные степени, вхождение в международные рейтинги и др. Анализ проводился по 41 количественному и 11 качественным показателям. При анализе использовались доступные источники данных – статистические формы отчётности 1-Мониторинг, информация рейтинговых агентств и др. Установлено, что наибольшее влияние на повышение конкурентоспособности российского образования в мире показали ведущие НИУ-участники Проекта 5-100. Рассмотрено и проанализировано участие федеральных университетов в реализации Проекта 5-100.
Ключевые слова
Об авторах
А. В. БерестовРоссия
Берестов Александр Васильевич – кандидат социологических наук, доцент, зам. директора Института физико-технических интеллектуальных систем
115409, Москва, Каширское ш., 31
А. И. Гусева
Россия
Гусева Анна Ивановна – доктор технических наук, профессор, кафедра экономики и менеджмента промышленности
115409, Москва, Каширское ш., 31
В. М. Калашник
Россия
Калашник Вячеслав Михайлович – ведущий аналитик Центра мониторинга и рейтинговых исследований
115409, Москва, Каширское ш., 31
В. И. Каминский
Россия
Каминский Владимир Ильич – доктор технических наук, профессор, начальник отдела мероприятий исполнительного офиса Проекта «Развитие национального исследовательского ядерного университета на 2018–2022 гг.»
115409, Москва, Каширское ш., 31
С. В. Киреев
Россия
Киреев Сергей Васильевич – доктор физико-математических наук, профессор, директор Центра мониторинга и рейтинговых исследований, декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров
115409, Москва, Каширское ш., 31
С. М. Садчиков
Россия
Садчиков Сергей Михайлович – кандидат технических наук, доцент, зам. директора Центра мониторинга и рейтинговых исследований
115409, Москва, Каширское ш., 31
Список литературы
1. Кушнева О.А., Рудская И.А., Ферсман Н.Г. Мировой рейтинг университетов и Программа «5–100–2020» Министерства образования и науки РФ как путь повышения конкурентоспособности российских университетов // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2014. № 2. С. 17–26.
2. Ключарев Г.А., Неверов А.В. Проект «5-100»: некоторые промежуточные итоги // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1. С. 100–116. DOI: 10.22363/2313-2272-2018-181-100-116
3. Шибанова Е.Ю., Платонова Д.П., Лисюткин М.А. Проект 5-100: динамика и паттерны развития университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 3. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.025
4. Сероштан М.В., Кетова Н.П. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 29– 40. https://doi.org/10.31992/0869-36172020-29-2-27-40
5. Жданов П.А., Полихина Н.А., Сема Е.Ю., Казимирчик Л.В., Тростянская И.Б., Барсуков А.А. Сетевой анализ степени интеграции вузов Проекта 5-100 в международное образовательное пространство // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. C. 155–167. https://doi.org/10.31992/0869-3617-201928-11-155-167
6. Аржанова И.В., Жураковский В.М., Воров А.Б. Формирование сети национальных исследовательских университетов как масштабная институциональная инновация в структуре высшей школы России // Перспективы науки и образования. 2014. № 5 (11). С. 53–61.
7. Жураковский В.М., Воров А.Б. Интеграция образования и науки в национальных исследовательских университетах: системный эффект для российской высшей школы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 4 (20). С. 18–27.
8. Щеголева Л.В., Гуртов В.А., Пахомов С.И. Национальные исследовательские университеты: подготовка кадров высшей научной квалификации в рамках программ развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 21–35. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-21-35
9. Максимова Т.Г., Николаев А.С., Бямбацогт Д. Исследовательские университеты в структуре национальной инновационной экосистемы // Теория и практика общественного развития. 2018. № 8. C. 81–87. https://doi.org/10.24158/tipor.2018.8.15
10. Михайлова Е.И., Саввинов В.М. Университет как институт развития региона // Высшее образование в России. 2016. № 10. С. 37–47.
11. Жураковский В.М., Аржанова И.В., Воров А.Б. Оценка результатов стартового этапа формирования сети федеральных университетов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 3 (19). С. 25–31.
12. Белоцерковский А.В. Вузы как генераторы регионального развития // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 5–10.
13. Арутюнов В.В. Сравнительный анализ результативности научной деятельности федеральных государственных и национальных исследовательских университетов России // Научные и технические библиотеки. 2018. № 1. С. 80–91. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2018-1-80-91
14. Московкин В.М., Чжан Хэ., Садовски М.В. Сколько и каких “скопусовских” публикаций генерируют ведущие российские университеты и каковы их шансы вхождения в TOP-100 рейтингов THE, QS, ARWU? // Оригинальные исследования. 2019. Т. 9. № 6. С. 67–90.
15. Ендовицкий Д.А., Коротких В.В., Воронова М.В. Конкурентоспособность российских университетов в глобальной системе высшего образования: количественный анализ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 9–26. https://doi.org/10.31992/08693617-2020-29-2-9-26
16. Аржанова И.В., Ширяев М.В., Митяков С.Н. О подходах к оценке вклада вузов России в реализацию национальных проектов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 23–35. https://doi.org/10.31992/08693617-2019-28-12-23-35
17. Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. Проект «национальный исследовательский университет» – драйвер российского высшего образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 22–34. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-22-34