Опыт организации научно-исследовательских кружков в школах как направление профориентационной работы кафедры вуза
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-135-143
Аннотация
Привлечение абитуриентов является достаточно сложной задачей для высших учебных заведений. С наибольшими трудностями в этом процессе сталкиваются непрофильные выпускающие кафедры вуза. В статье рассмотрены направления профориентационной работы кафедры «Социология, психология и социальный менеджмент» Московского авиационного института (НИУ) в ходе реализации договоров о сотрудничестве с общеобразовательными учреждениями г. Москвы и Московской области. Представлен опыт организации и проведения научно-исследовательских кружков по социологии и социальной психологии для обучающихся 8–11-х классов.
Деятельность социологического научно-исследовательского кружка «Первые шаги в науку» направлена на формирование у обучающихся представлений об исследовании, его методах и этапах; на развитие умений самостоятельной работы с социальной информацией; получение навыков разработки, проведения и презентации результатов исследования. Программа кружка «Социальная психология», адаптированная под классы гуманитарной и социально-экономической направленности, включает тренинги личностного роста и профориентационные игры, направленные на развитие профессионального самоопределения при планировании карьеры.
Отмечается, что в ходе реализации профориентационных мероприятий в современных реалиях, наряду с позитивными результатами, были выявлены факторы, препятствующие успешному взаимодействию школы и вуза: отсутствие включённости в данный процесс всех субъектов образовательного пространства, недостаточное внимание администрации школ к социальным запросам выпускающих кафедр. Для решения этих проблем авторами была разработана и предложена модель организации научно-исследовательских кружков на базе школ, которая может качественно улучшить социальное партнёрство всех заинтересованных участников. Материалы статьи могут представлять интерес как для преподавателей высших учебных заведений, так и для педагогических коллективов общеобразовательных школ.
Об авторах
Е. А. КоганРоссия
Коган Евгения Александровна – кандидат социологических наук, доцент
125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4
Д. И. Пономарева
Россия
Пономарева Диана Игоревна – кандидат психологических наук
125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4
Список литературы
1. Сардушкина Ю.А. Организационно-педагогические условия, необходимые для проведения результативной профориентационной работы среди старшеклассников в рамках взаимодействия вуза и школы // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 4 (33). Т. 1. С. 115–118.
2. Дзаурова П.С. Разработка механизма организации взаимодействия школы и вуза как фактора повышения результативности профориентационной работы // Наука и образование сегодня. 2019. № 2 (37). С. 100–101.
3. Батырева М.В., Семенов М.Ю. К вопросу об эффективности профориентационной работы в современной образовательной школе // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2014. № 8. С. 50–56.
4. Патрахина Т.Н., Вялкова К.С. Профориентационная работа в вузе: проектный подход // Концепт. 2018. № 4. С. 85–95. DOI: 10.24422/MCITO.2018.4.12373
5. Шатыр Ю.А., Срослова Г.А., Улесикова И.В., Постнова М.В. Проблемы организации профориентационной работы в общеобразовательной школе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. 2017. Т. 7. № 2. С. 44–53. DOI: 10.15688/jvolsu11.2017.2.6
6. Шикина Е.А. Особенности профессиональной ориентации выпускников школ: проблемы и решения // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2012. № 6. С. 4.
7. Коган Е.А. Профориентационная работа со школьниками: проблемы и пути их решения // Социология образования. 2018. № 2. С. 4–11.
8. Шафранов-Куцев Г.Ф., Толстогузов С.Н. Профориентационные практики вуза. М.: Логос, 2014. 194 с.
9. Кочнева Л.В., Пономарева Д.И. Исследование карьерных предпочтений как условие развития профессионального самосознания студентов технических и гуманитарных факультетов вузов // Инициативы XXI века. 2018. № 3-4. С. 74–76.
10. Абрамова Н.А., Архипова С.Н., Корнилова Е.Н. Развитие профориентационной работы кафедры в условиях конкурентной среды вуза // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 76–78.
11. Грузков В.Н., Таточенко Е.В. Профориентационная работа в школе: теория и практика реализации / Под ред. Л.Л. Редько. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. 144 с.
12. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В. Социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). 11 c. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/347
13. Бекоева М.И. Основные направления профориентационной деятельности в современной общеобразовательной школе// Балтийский гуманитарный журнал. 2016. T. 5. № 4 (17). С. 159–162.
14. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977. No. 84(2). Р. 191–215. https://doi.org/10.1037/0033-295X.84.2.191
15. Wehmeyer, M.L., Shogren, K.A., Little, T.D., Lopez, S.J. Development of Self-Determination Through the Life-Course: Springer, 2017. 303 p.
16. Nguyen T., Ryan R., Deci E. Solitude as an approach to affective self-regulation // Personality and social psychology bulletin. 2017. № 44. https://doi.org/10.1177/0146167217733073
17. Ryan R., Deci E. Self-determination theory basic psychological needs in motivation, development, and wellness. The Guilford Press. 2017. 756 p.
18. Thomsen R. Career Guidance in Communities. Aarhus: Aarhus University Press, 2012. 255 p.
19. Reid H. Introduction to Career Counselling and Coaching. SAGE, 2015. 291 p.