Кадровое обеспечение системы технологического образования молодёжи: проблемы и пути решения
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-60-72
Аннотация
Стратегическая задача современного технологического образования - подготовка молодых людей к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Реализация этой задачи наталкивается на проблемы материально-технического оснащения образовательных учреждений и их кадрового обеспечения. Необходим комплексный подход к организации современной системы технологического образования на основе объединения ресурсов и усилий всех заинтересованных сторон. Программы подготовки педагогов для этой системы должны учитывать их междисциплинарный характер и содержательно затрагивать как психолого-педагогические и естественнонаучные составляющие, так и предметную область современной техники. Важный сегмент технологического образования - подготовка технических специалистов, не имеющих педагогического образования, к работе в школе и вузе, а также обучение школьных учителей и вузовских преподавателей на основе современного технологического уклада. В этой связи возможен новый взгляд на программу IGIP, интерпретация целей и задач этой программы применительно к подготовке педагогов для системы технологического образования школьников.
Цель статьи - анализ подходов к решению проблем кадрового обеспечения системы технологического образования молодёжи. Поиск решения ведётся посредством сравнительного анализа образовательных программ. Накопленный опыт подготовки преподавателей технических вузов, мастеров производственного обучения, учителей технологии должен корректироваться с учётом изменений, которые происходят в науке, технике, технологиях.
Об авторах
Д. П ДанилаевРоссия
Данилаев Дмитрий Петрович – д-р техн. наук, доцент
420111, г. Казань, ул. К. Маркса, 10
Н. Н. Маливанов
Россия
Маливанов Николай Николаевич – д-р пед. наук, проф.
420111, г. Казань, ул. К. Маркса, 10
Список литературы
1. Кутумова А.А., Алексеевнина А.К., Злыгостев А.В. Технологическое образование в двухуровневой системе подготовки педагогических кадров // Фундаментальные исследования. 2014. № 9. Ч. 2. С. 414–417. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34864 (дата обращения: 19.12.2020).
2. Пичугина Г.В., Казакевич В.М. Реализация новой концепции преподавания технологии: опыт и проблемы // Современное технологическое образование: Сборник статей, докладов и материалов XXVI Международной научнопрактической конференции / Под ред. Ю.Л. Хотунцева и В.К. Балтяна. М. : МПГУ – МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. С. 19–25.
3. Борисенков В.П. Качество образования и проблемы подготовки педагогических кадров // Образование и наука. 2015. Т. 17. № 3. С. 4–18.
4. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Особенности взаимодействия предприятий и вузов в условиях цифровой экономики // Инфокоммуникационные технологии. 2019. Т. 17. № 1. С. 122–130. URL: http://ikt.psuti.ru/upload/iblock/c06/c06c24afdfb250453dec1948585ddcb3.pdf (дата обращения: 19.12.2020).
5. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Система технического образования школьников: вариации целей и структуры // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 1. С. 16–22. DOI: 10.20339/AM.01-20.016
6. Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф., Шевченко В.Я. Научно-образовательная панорама модернизации подготовки педагогов непрерывного профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 1 (140). С. 65–84.
7. Auer M.E., Dobrovska D., Edwards A. New pedagogic challenges in engineering education and the answer of IGIP // Proceedings of 41st ASEE/IEEE Frontiers in Education Conference; October 12–15, 2011. Rapid City, SD, USA.
8. Кондратьев В.В. Инженерная педагогика как основа системы подготовки преподавателей технических университетов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 2. С. 29–38.
9. Zafoschnig А. The Development of the new ING. PAED.IGIP Curriculum into an Umbrella for Modularised National and Regional Engineering Education Curricula // International Journal of Engineering Pedagogy (iJEP). Vol. 4. No. 1. P. 32–36. DOI: http://dx.doi.org/10.3991/ijep.v4i1.3244
10. Приходько В.М., Соловьев А.Н. IGIP и тенденции инженерной педагогики в России и в мире // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 26–32.
11. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7–60. URL: https://vo.hse.ru/data/2010/12/31/1208181144/1.pdf (дата обращения: 19.12.2020).
12. Сенашенко В.С., Вербицкий А.А., Ибрагимов Г.И., Осипов П.Н. и др. Инженерная педагогика: методологические вопросы (круглый стол) // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 137–157. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1215 (дата обращения: 19.12.2020).
13. Приходько В.М., Полякова Т.Ю. IGIP. Международное общество по инженерной педагогике: прошлое, настоящее и будущее: монография. М. : Техполиграфцентр, 2015. 143 с.
14. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Технологическое образование и инженерная педагогика // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 3. С. 55–82. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-55-82
15. Кроули Э.Ф., Малмквист Й., Остлунд С., Бродер Д.Р., Эдстрем К. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO. М. : Изд. дом ВШЭ, 2015. 504 с.