Формирование университета предпринимательского типа в условиях модернизации образования (опыт Казахстана)
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-2-154-168
Аннотация
В концептуальном плане проанализирована инновационная деятельность высшей школы Казахстана в контексте перехода к модели предпринимательского университета. Показана необходимость её реализации с целью развития экономики знаний и повышения эффективности инновационной деятельности системы высшего образования. Рассмотрены риски и сложные ситуации, сопряжённые с трансформацией традиционных университетов в университеты нового поколения. Даны рекомендации по внедрению модели университета нового поколения как системообразующего фактора развития высшего образования. Актуализируется необходимость внедрения предпринимательской культуры в образовательную практику высшей школы. Обозначены предпосылки формирования университетов предпринимательского типа в условиях модернизации казахстанской экономики.
Об авторах
И. М. КенесовичКазахстан
Ибатов Марат Кенесович – д-р техн. наук, проф., ректор
100027, г. Караганда, пр. Н. Назарбаева, 56
Ю. Н. Пак
Казахстан
Пак Юрий Николаевич – д-р техн. наук, проф.
100027, г. Караганда, пр. Н. Назарбаева, 56
Г. С. Жетесова
Казахстан
Жетесова Гульнара Сантаевна – д-р техн. наук, проф., проректор по стратегическому развитию
100027, г. Караганда, пр. Н. Назарбаева, 56
Д. Ю. Пак
Казахстан
Пак Дмитрий Юрьевич – канд. техн. наук, доцент
100027, г. Караганда, пр. Н. Назарбаева, 56
Список литературы
1. Головко Н.В., Зиневич О.В., Рузанкина Е.А. Университет третьего поколения // Высшее образование в России. 2016. № 8-9. С. 40–47.
2. Clark B.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Emerald Publishing Limited, 2001. 180 p.
3. Wissema J. Towards the Third Generation University: Managing the University in Transition. Northampton, MA: Edward Elgar, 2009. 252 p.
4. Krimsky S. Academic-corporate ties in biotechnology: a quantitative study // Science Technology and Human Values. 1991. Vol. 16. No. 3. P. 275–287. URL: https://www.jstor.org/stable/689916 (дата обращения: 26.01.2021).
5. Щелкунов М.Д. Университеты нового поколения // Вестник экономики, права и социологии. 2017. № 1. С. 187–192. DOI: https://doi.Org/10.18454/VEPS.2017.1.5525
6. Brooks N. Research universities and the social contract for science // Branscomb, L.M. (Ed). Empowering Technology: Implementing a U.S. Strategy. Cambridge: MIT Press, 1993. P. 202–234.
7. Бондарь А.В., Лис П.А., Слиж В.И. Предпринимательский университет как точка роста экономики знаний // Белорусский экономический журнал. 2018. № 4. С. 105–122. URL: http://bem.bseu.by/rus/archive/4.18/4-2018-bondar.pdf (дата обращения: 26.01.2021).
8. Slaughter S., Leslie L.L. Academic capitalism: politics, policies, and the entrepreneurial university. Baltimore: John Hopkins University Press, 1997. 296 p. ISBN: 9780801862588
9. Рубин Ю.Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 5–17. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/306/256 (дата обращения: 26.01.2021).
10. Красинская Л.Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация… Что ожидает высшую школу завтра? // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 73–82.
11. Ибатов М.К., Пак Ю.Н. Инновационные аспекты становления предпринимательских университетов в контексте глобализации высшего образования // Alma mater. Вестник высшей школы. 2017. № 11. С. 10–16.
12. Карпов А.О. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 58–76. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-3-58-76
13. Юн С.М. Образование как сфера сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза: проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного университета: История. 2017. № 50. С. 89–92. DOI: 10.17223/19988613/50/13
14. Комлева В.В. Гуманитарное сотрудничество в Евразии: система евразийского образовательного пространства // Этоносоциум. 2019. № 10 (136). С. 138–150. URL: http://etnosocium.ru/sites/default/files/10-136.pdf (дата обращения: 26.01.2021).
15. Плаксий С.И. Инвестиции в образование // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 3. С. 18–29. DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.3.2
16. Пак Ю.Н., Газалиев А.М. Болонский процесс и казахстанские реалии. Караганда: Изд-во КарГТУ, 2012. 417 с.
17. Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 49–62. URL: https://vo.hse.ru/data/2010/12/31/1208183732/p49.pdf (дата обращения: 26.01.2021).
18. Ибатов М.К., Пак Ю.Н., Пак Д.Ю. Компетентностный подход в инженерном образовании. Алматы: Эверо, 2018. 184 с.
19. Etzkowitz H., Leydesdor L. The Triple Helix University-Industry-Government Relations: A Laboratory for Knowledge-Based Economic Development // EASST Review. 1995. Vol. 14. No. 1. P. 14–19. URL: https://ssrn.com/abstract=2480085
20. Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 113–121.