Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Глобальный агрегированный рейтинг вузов: российский след

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-3-9-25

Полный текст:

Аннотация

В работе предложен новый подход к оценке деятельности университетов страны и мира на основе агрегирования результатов десяти глобальных рейтингов и Базы данных результатов аккредитации DEQAR. Используемая методика МетАЛиг (Метод анализа лиг) позволяет объединить разные результаты ранжирования и оценки независимо от существенных различий методик их расчёта и показателей и сформировать Глобальный агрегированный рейтинг. Представлен анализ глобальных рейтингов и позиционирования в них российских вузов, а также анализ позиционирования российских вузов и стран (по числу вузов, входящих в глобальные рейтинги) в Глобальном агрегированном рейтинге. Результаты исследования, по мнению авторов, могут способствовать продвижению ведущих отечественных вузов на более высокие позиции в мировом образовательном пространстве.

Об авторах

В. А. Болотов
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Россия

Болотов Виктор Александрович - доктор педагогических наук, академик РАО, научный руководитель Центра мониторинга качества образования.

101000, Москва, ул. Мясницкая, 20



Г. Н. Мотова
Национальный центр профессионально-общественной аккредитации
Россия

Мотова Галина Николаевна - доктор педагогических наук, зам. директора.

424006, Йошкар-Ола, ул. Волкова, 206А



В. Г. Наводнов
Национальный центр профессионально-общественной аккредитации
Россия

Наводнов Владимир Григорьевич - доктор технических наук, директор.

424006, Йошкар-Ола, ул. Волкова, 206А



Список литературы

1. . Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. Опорные университеты - потенциал развития регионов и отраслей // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. C. 9-25. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-9-25

2. Rauhvargers A. Global university rankings and their impact. EUA Report on Rankings 2013. Brussels: European University Association, 2011. 88 p. URL: https://www.eua.eu/downloads/publications/global%20university%20rankings%20and%20their%20impact%20-%20report%20ii.pdf(дата обращения: 11.02.2021).

3. Harvey L. Rankings of Higher Education Institutions: A Critical Review // Quality in Higher Education. 2008. Vol. 14. Issue 3. Р. 187-208. DOI: https://doi.org/10.1080/13538320802507711

4. Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. Вклад в Проект 5-100 национальных исследовательских и федеральных университетов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 30-45. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-30-45

5. Сероштан М.В., Кетова Н.П. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ // Высшее образование в России. 2020. № 2. C. 27-40. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-27-40

6. Salmi J. The Challenge of Establishing World-Class Universities. Directions in Development; human development. World Bank, 2009. 115 p. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/2600 (дата обращения: 11.02.2021).

7. Salmi J. Excellence Strategies and the Creation of World-class Universities // Liu N.C., Cheng Y., Wang Q. (Eds). Matching Visibility and Performance. Global Perspectives on Higher Education. Rotterdam: Sense Publishers, 2016. Р. 15-48. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-6300-773-3_2

8. Hou Y.W., Jacob W.J. What contributes more to the ranking of higher education institutions? A comparison of three world university rankings // International Education Journal: Comparative Perspectives. 2017. № 16(4). Р. 29-46. URL: https://openjournals.library.sydney.edu.au/index.php/IEJ/article/view/10638/11495%29 (дата обращения: 11.02.2021).

9. Kusumastuti D, Idrus N. Nurturing quality of higher education through national ranking: a potential empowerment model for developing countries // Quality in Higher Education. 2017. Vol. 23. Issue 3. P. 230-248. DOI: 10.1080/13538322.2017.1407400

10. Alden J., Lin G. Benchmarking the Characteristics of a World Class University: Developing an International Strategy at University Level. London: The UK Higher Education Leadership Foundation, 2004. P. 949-972. DOI: 10.1007/s10734-020-00527-0

11. Салми Д, Фрумин И.Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 25-68.

12. Полихина Н.А., Тростянская И.Б. Рейтинги университетов: тенденции развития, методология, изменения. М: ФГАНУ «Социоцентр», 2018. 189 с. ISBN 978-5-9500528-4-2

13. Задорожнюк И.Е., Коростелева Л.Ю., Тебиев Б.К ТОП-200 вузов в четырёх международных рейтингах // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 85-95. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-85-95

14. Shehatta I., Khalid M. Correlation among top 100 universities in the major six global rankings: policy implications // Scientometrics. 2016. Vol. 109. No. 2. P. 1231-1254. DOI: 10.1007/s11192-016-2065-4

15. Мотова Г.Н. Двойные стандарты гарантии качества образования: Россия в Болонском процессе // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 9-21. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-9-21

16. Аржанова И.В., Барышникова М.Ю., Жураковский В.М., Заварыкина Л.В., Лазутина И.В., Ларионова М.В., Лопатина А.С., На-горнов В.А., Перфильева О.В. Модельная методология многомерного ранжирования российских вузов // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. Т. 8. № 1. С. 8-30.

17. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г, Рыжакова О.Е. Методика «МетАЛиг» и её применение для сравнительного анализа международных рейтингов и результатов российского Мониторинга эффективности деятельности вузов // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 130-151. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-3-130-151

18. НаводновВ.Г., Рыжакова О.Е. Обобщение модели Мак-Кинси для ранжирования образовательных организаций высшего образования с равнозначными критериями // Вестник ПГТУ. Сер.: Экономика и управление. 2018. № 2(38). С. 5-18. DOI: 10.15350/2306-2800.2018.2.5

19. Болотов В.А. Мотова Г.Н., Наводнов В. Г., Рыжакова О.Е. Как сконструировать национальный агрегированный рейтинг? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 9-24. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-9-24

20. Наводнов В.Г., Рыжакова О.Е. Российские вузы распределились по 14 лигам агрегированного рейтинга «Первая миссия» // Аккредитация в образовании. 2018. № 8 (108). С. 50-57.

21. Вольский В.И., Лезина З.М. Голосование в малых группах: процедуры и методы сравнительного анализа. М.: Наука, 1991. 192 с. ISBN 5-02-014597-1.

22. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: Учебник. М.: Логос, 2000. 296 с.

23. Петровский А.Б. Теория принятия решений. М.: Академия, 2009. 400 с.

24. Наводнов В. Г., Рыжакова О.Е. Рейтинг «Первая миссия» создан по итогам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» // Аккредитация в образовании. 2018. № 7(107). С. 50-64. URL: https://akvobr.ru/reiting_pervaya_missiya_po_itogam_proekta_luchshie_obrazovatelnye_programmy.html (дата обращения: 11.02.2021).


Просмотров: 80


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)