Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

О ДИАЛОГЕ, МОНОЛОГЕ И МОЛЧАНИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

В статье рассматриваются диалог, монологи молчание как педагогические явления. Автор считает, что внимание современных педагогов (учёных, преподавателей вузов, учителей) к идее диалога и диалоговым технологиям одновременно сопровождается снижением интереса к монологу. Однако у монолога есть свои бесспорные достоинства. Диалог и монолог должны взаимодействовать в педагогическом процессе. Внимания заслуживает и молчание как компонент речевой деятельности, обладающий уникальным педагогическим смыслом. Автор делает вывод о необходимости системного изучения диалога, монолога и молчания в педагогике высшей школы.

Об авторе

Алевтина Сергеевна Роботова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия


Список литературы

1. Галанова О.А. Диалогичность как ведущий принцип современной парадигмы образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 13 (141). С. 161-164

2. Король А.Д., Хуторской А.В. От монолога к диалогу: методологические предпосылки проектирования образования эвристического типа // Эйдос (Интернет-журнал). 2007. 22 февраля

3. Григорьев В.П. Диалогическая (не)интеллигентность // Общественные науки и современность. 2004. № 1. С. 26-40

4. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. М., 2003

5. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. СПб.: Речь, 2005. 317 с

6. Изотова Н.В. Диалог и монолог как формы речи: сравнительная характеристика // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2012. №1. С. 60-68

7. Винокур Т.Г. Монологическая речь // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. 683 с

8. Роботова А.С. Современная лекция: гуманитарный смысл // Высшее образование в России. 2007. № 4. С. 20-24; Роботова А.С. Университетская лекция: прошлое, настоящее, будущее // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 127-133

9. Лишевский В.П. Учёные - популяризаторы науки. М.: Знание, 1987. 141 с

10. Каримулаева Э.М. Возможности применения диалогового обучения в профессиональном взаимодействии преподавателя и студентов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. «Гуманитарные науки». 2011. № 4

11. Колокольцева Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. Волгоград: Изд-во ВГУ, 2001. 261 с

12. Копылова Т.Р. Молчание в современной лингвистике: современные подходы // Вестник Удмуртского университета. История и филология. 2014. Вып. 2

13. Логинова Н.В. Постмодернистский дискурс молчания // Журнальный клуб Интелрос «Credo New». 2008. № 2. URL: http://www. credonew.ru>content/view/663/60/

14. Меликян С.В. Речевой акт молчания в структуре общения: Автореф. дисс. … канд. филол. наук: Воронеж, 2000

15. Ефимова О.Ю. Молчание и умолчание учителя в системе профессиональных речевых тактик: Автореф. дисс. … канд. пед. наук: Новокузнецк, 2005


Рецензия

Просмотров: 721


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)