Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-44-64

Аннотация

 Пандемический период выявил недостатки дистанционного обучения, не позволяющие использовать его в качестве базовой формы обучения по основным образовательным программам. Наиболее перспективной формой организации образовательного процесса в условиях его цифровой трансформации видится смешанное обучение, предполагающее чередование онлайн- и очного форматов обучения. Предметом рассмотрения данной статьи  выступают педагогические аспекты смешанного обучения,  связанные с организацией процесса смешанного обучения в образовательном учреждении и его реализацией в  совместной деятельности педагога и обучающихся.  Проведён анализ существующих подходов к выделению и классификации моделей смешанного обучения. Обоснован авторский подход к типологии моделей смешанного обучения, которые могут быть реализованы на различных уровнях: учебного плана, учебного предмета, раздела или  темы (в рамках учебного предмета), учебного занятия,  внеаудиторной технологии обучения. Предложенная  типология основана на совместной работе сети экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС по направлению «Цифровая дидактика». Показана связь  предложенной типологии организационно-дидактических  моделей смешанного обучения с другими типологиями и  отдельными моделями, представленными в зарубежных и  отечественных публикациях.  

Об авторах

В. И. Блинов
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

 д-р пед. наук, проф., директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем  квалификаций

 125319, Москва, ул. Черняховского, 9, стр. 1 



Е. Ю. Есенина
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

 д-р пед. наук, ведущий научный сотрудник

 125319, Москва, ул. Черняховского, 9, стр. 1 



И. С. Сергеев
Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

 д-р пед. наук, ведущий научный сотрудник

 125319, Москва, ул. Черняховского, 9, стр. 1 



Список литературы

1. Garrison D.R. E-Learning in the 21st century: A framework for research and practice. 2nd edition. New york, London : Routledge, 2011. 166 p.

2. Андреева Н.В. Педагогика эффективного смешанного обучения // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 3. С. 8–20. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090301

3. Плетяго Т.Ю., Остапенко А.С., Антонова С.Н. Педагогические модели смешанного обучения в вузе: обобщение опыта российской и зарубежной практики // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 5. С. 112–129. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-5-113-130

4. Фалько К.И. Роль облачных сервисов в реализации смешанного онлайн и очного обучения в многопрофильном вузе // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2020. № 1. С. 146–

5. DOI: 10.15593/2224-9389/2020.1.13

6. Rooney J.E. Blending learning opportunities to enhance educational programming and meetings // Association Management. 2003. Vol. 55. No. 5. P. 26–32.

7. Bonk C.J., Graham C.R. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, local designs. San Francisco, CA : Pfeifer, 2006. 624 р.

8. Staker H., Horn M.B. Classifying K-12 Blended Learning, 2012. 22 p. URL: http://www.christenseninstitute.org/wp-content/uploads/2013/04/Classifying-K-12-blended-learning.pdf (дата обращения: 05.04.2021).

9. Bergmann J., Sams A. Flip your classroom: Reach every student in every class every day. International Society for Technology in Education, 2012. 112 p. URL: https://www.rcboe.org/cms/lib/GA01903614/Centricity/Domain/15451/Flip_your_Classroom.pdf (дата обращения: 06.02.2021).

10. Bailey J., Schneider C., Ark T.V. Navigating the Digital Shift: Implementation Strategies for Blended and Online Learning. Digital Learning Now! Smart Series, 2013. 270 p. URL:

11. https://www.gettingsmart.com/wp-сontent/uploads/2013/10/DLN-ebook-navigating-PDF.pdf (дата обращения: 05.04.2021).

12. Horn M.B., Staker H. The rise of K-12 blended learning. Profiles of emerging models San Mateo, CA : Innosight institute, 2011. 184 p. URL: https://www.christenseninstitute.org/wp-content/uploads/2013/04/The-rise-of-K-12-blended-learning.pdf (дата обращения: 05.04.2021).

13. Blended Learning 101: Handbook / College for Certain. Oakland, CA : ASPIRE Public Schools, 2010. 70 p. URL: https://scottebenson.files.wordpress.com/2013/06/aspire-blended-learning-handbook-2013-061.pdf (дата обращения: 05.04.2021).

14. Reimaging Teaching in a Blended Classroom. Working paper. TNTP: Reimagine Teaching. 2014. 18 p. URL: http://www.k12accountability.org/resources/Blended-and-Adaptive-Learning/TNTP_Blended_Learning_WorkingPaper_2014-2.pdf (дата обращения: 05.04.2021).

15. Rohbanfard H., Proteau L. Learning through observation: a combination of expert and novice models favors learning // Experimental Brain Research. 2011. Vol. 215. No. 3. P. 183–197. DOI: https://doi.org/10.1007/s00221-011-2882-x

16. Гвоздева А.В. Теоретико-дидактические основы смешанного обучения в вузе // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 4 (56). С. 207–213. URL: http://scientificnotes.ru/#new-number?id=172 (дата обращения: 05.04.2021).

17. Краснов С.В., Калмыкова С.В., Краснова С.А. Смешанное обучение в эпоху цифровой трансформации // Проблемы современного образования. 2020. № 1. С. 89–101. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-89-101

18. Малова Н.В. Экспресс-опрос в смешанной модели обучения: задачи, методы и средства проведения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 174–176. DOI: https://doi.org/10.26140/anip-2020-0904-0036

19. Фандей В.А. Смешанное обучение: современное состояние и классификация моделей смешанного обучения // Информатизация образования и науки. 2016. № 4. С. 115– 125.

20. Быков А.К. Смешанное обучение в дополнительном профессиональном образовании // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. М.: Изд-во РГУ нефти и газа им. Губкина, 2019. № 37. С. 30–38.

21. Глотова А.В. Модели смешанного обучения в системе высшего образования: теория и практика // Вестник НЦБЖД. 2020. № 3 (45). С. 38–48.

22. Семёнова И.Н., Слепухин А.В. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного и смешанного обучения в вузе // Педагогическое образование в России. 2014. № 8. С. 68–74.

23. Васильева Ю.С., Родионова Е.В., Чичерина Н.В. Смешанное обучение: модели и реальные практики // Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1 (73). С. 22–32. DOI: 10.17223/16095944/73/3

24. Zhang K., Xiaoyan Ch., Wang H. Research on the mixed-learning model and the innovative talent cultivation mechanism based on computational thinking // Recent Developments in Intelligent Computing, Communication and Devices: Proceedings of ICCD 2017 / Patnaik S., Jain V. (Eds.). Springer, 2018. P. 59–65.

25. Чайникова Г.Р. Анализ адаптации студентов, обучающихся по модели «перевёрнутый класс», к условиям дистанционного обучения // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 5. С. 63–71. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-63-71

26. Graham C.R. Emerging practice and research in blended learning // Moore M.G. (Ed.). Handbook of distance education. New york : Routledge, 2013. P. 333–350.

27. Кречетников К.Г. Особенности организации смешанного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 4. С. 88. URL: https://science-education.ru/ru/article/

28. view?id=29019 (дата обращения: 06.04.2021).

29. Norberg A., Dziuban C., Moskal P. A Timebased blended learning model // On the Horizon. 2011. Vol. 19. Issue 3. P. 207–216. DOI: https://doi.org/10.1108/10748121111163913

30. Духнич Ю.В. Дистанционное обучение в СНГ. Тренды развития 2010–2013. Обзор // UBO.RU: Образование и бизнес-образование в России и за рубежом. 2010. 14 мая. URL: www.ubo.ru/articles/?cat=120&pub=3067national2006/articles/e-learn/index.shtml (дата обращения: 03.02.2021).

31. Нугуманова Л.Н., Шайхутдинова Г.А., Яковенко Т.В. Технология смешанного обучения: модели, содержание, рекомендации // Современный учёный. 2019. № 4. С. 191–198.

32. Гуремина Н.В. Электронные образовательные информационные технологии как инструменты повышения профессионального мастерствапедагога высшей школы // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 8-1. С. 113–114. URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=7843 (дата обращения: 06.04.2021).

33. Марголис А.А. Что смешивает смешанное обучение? // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 3. С. 5–19. DOI: 10.17759/pse.2018230301

34. Блинов В.И., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения в профессиональном образовании: типология, педагогическая эффективность, условия реализации // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1. С. 4–25. DOI: https://doi.org/10.24412/2307-4264-2021-01-04-25


Рецензия

Просмотров: 2460


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)