Практические аспекты формирования академической грамотности в вузе
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-7-117-127
Аннотация
Глобальное развитие науки определяет требования к осуществлению эффективной международной коммуникации, что предполагает развитие академической грамотности исследователя. Иноязычная коммуникация в профессиональной академической среде требует владения языком академического дискурса. Для формирования академического дискурса как составляющей академической грамотности решающее значение имеют навыки академического письма. Высшие учебные заведения признают необходимость создания курсов академического письма, разработки их содержания и определения их места в учебных планах. Следуя запросам времени и потребностям академического сообщества, преподаватели СамГТУ разработали курс академического письма на английском языке для повышения академической и методологической грамотности студентов и молодых учёных. Полагаем, что развитие ключевых компетенций образования и коммуникативной иноязычной компетенции для академического и профессионального взаимодействия может способствовать успешной интеграции молодых исследователей в международную научную среду. При разработке курса для формирования академической грамотности учитывался опыт зарубежных исследований, содержание методик и учебных программ в области академического письма и академического чтения.
Об авторах
Н. В. АгеенкоРоссия
Агеенко Наталия Владимировна – канд. пед. наук, доцент
443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
С. Г. Меньшенина
Россия
Меньшенина Светлана Григорьевна – канд. пед. наук, доцент
443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
В. В. Доброва
Россия
Доброва Виктория Вадимовна – канд. психол. наук, доцент
443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
П. Г. Лабзина
Россия
Лабзина Полина Глебовна – канд. пед. наук, доцент
443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Список литературы
1. Writing across the curriculum: An introduction. Writing across the curriculum: a guide to developing programs / McLeod, S.H., Soven M. (Eds). NewburyPark, CA : Sage, 1992. 230 p.
2. Baynham M., Prinsloo, M. New directions in literacy research // Language and Education. 2011. No. 3. P. 92–104. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09500780108666802
3. Короткина И.Б. Английский язык для научно-публикационных целей как новое направление педагогических исследований // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 4 (52). С. 115–130.
4. Добрынина О.Л. Академическое письмо для научно-публикационных целей // Непрерывное образование: XXI век. 2019. №1. DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2019.4485
5. Путиловская Т.С. Роль стратегической составляющей коммуникативной компетенции в обучении академическому письму // Социология. Журнал Российской социологической ассоциации. 2017. №4. С. 200–210.
6. Базанова Е.М, Короткина И.Б. Российский консорциум центров письма // Высшее образование в России. 2017. No. 4 (211). С. 50–57.
7. Academic Literacy: A Statement of Competences Expected of Students Entering California’s Public Colleges and Universities. Intersegmental Committee of the Academic Senates (ICAS), 2002. URL: https://senate.universityofcalifornia.edu/_files/reports/acadlit.pdf (дата обращения: 12.06.2021).
8. Framework for Success in Postsecondary Writing. Council of Writing Program Administrators, National Council of Teachers of English, and National Writing Project. CWPA, NCTE, & NWP, 2011. URL: http://wpacouncil.org/aws/CWPA/asset_manager/get_file/350201?ver=7548 (дата обращения: 12.06.2021).
9. Tardy C. Beyond convention: Genre innovation in academic writing. University of Michigan Press ELT, 2016. 198 p.
10. Paltridge B. Writing for Academic Journals in the Digital Era // RELC Journal. 2020. No. 51. P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0033688219890359
11. Lea M.R., Jones S. Digital Literacies in Higher Education: Exploring Textual and Technological Practice // Studies in Higher Education. 2011. Vol. 36. No. 4. P. 377–393. DOI: https://doi.org/10.1080/03075071003664021
12. Green B., Beavis C. Literacy in 3D: An Integrated Perspective in Theory and Practice. Camberwell, Victoria: Australian Council for Educational Research (ACER), 2012, 248 p.
13. Goodfellow R. Literacy, Literacies and the Digital in Higher Education // Teaching in Higher Education. 2011. Vol. 16. No. 1. P. 131–144. DOI: https://doi.org/10.1080/13562517.2011.544125
14. Street B.V. (2003). What’s “new” in new literacy studies? Critical approaches to literacy in theory and practice // Current issues in comparative education. Vol. 5. No. 2. P. 77–91. URL: https://www.tc.columbia.edu/cice/pdf/25734_5_2_Street.pdf (дата обращения: 12.06.2021).
15. Короткина И.Б. Модели обучения академическому письму. Зарубежный опыт и отечественная практика. М.: Юрайт. 2020. 218 с.
16. Смирнова Н.В. Академическая грамотность как фактор иноязычной профессиональной подготовки // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. No. 4. С.140–147.
17. Макович Г.В. Развитие компетенций академического письма как инструмент реализации государственной программы по повышению конкурентоспособности науки и образования // Вопросы управления. 2018. No. 1 (50). С. 12–18.
18. Ротгон С.Г. Центры письма в российских университетах: цели, задачи и проблемы // Непрерывное образование: XXI век. 2019. No. 1 (25). DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2019.4486