Проблемы дидактики высшей школы: неразрезанные страницы
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-56-68
Аннотация
Высшая школа сегодня переживает не лучшие времена: принимаемые в образовательном процессе решения на различных уровнях, связанные с глобальными изменениями, происходящими в обществе и в мире в последние десятилетия, производились без тщательной дидактической проработки. Это не может способствовать повышению качества подготовки специалистов, преподаватели вынужденно работают «методом проб и ошибок», плодя бесчисленное количество дидактических документов. В настоящее время чрезвычайно актуализировано выявление дидактических проблем в образовательном процессе высших учебных заведений в связи с расширением поля дидактических исследований в педагогике высшей школы.
Целью авторов был анализ некоторых наиболее актуальных дидактических феноменов и явлений, которые пока ещё не получили должного осмысления. В результате анализа обозначены некоторые важные дидактические проблемы высшей школы, касающиеся целеполагания, соответствия обучения классическим дидактическим принципам, организации дистанционного обучения в электронных информационно-образовательных средах, смешанного и проектного обучения, психологических проблем усвоения интернет-контента и «бесконтактного» взаимодействия между субъектами образовательного процесса и др. Выделены наиболее перспективные направления дидактических исследований в высшей школе, в том числе с развитием междисциплинарных контактов.
Об авторах
Р. М. ПетруневаРоссия
Петрунева Раиса Морадовна – д-р пед. наук, зав. кафедрой «История, культура и социология»
400005, г. Волгоград, просп. им. Ленина, 28
В. Д. Васильева
Россия
Васильева Валентина Дмитриевна – д-р пед. наук, проф.
400005, г. Волгоград, просп. им. Ленина, 28
Ю. В. Петрунева
Россия
Петрунева Юлия Владимировна – магистрант
400005, г. Волгоград, просп. им. Ленина, 28
Список литературы
1. Кларин М.В., Осмоловская И.М. Перспективные направления дидактических исследований: постановка проблемы // Образование и наука. 2020. № 10. C. 61–89. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-10-61-89
2. Шваб К. Четвёртая промышленная революция. М. : Эксмо, 2016. 208 с.
3. New Vision for Education: Fostering Social and Emotional Learning through Technology. World Economic Forum, 2016. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_New_Vision_for_Education.pdf (дата обращения: 14.07.2021).
4. Вебер М. Наука как призвание и профессия // М. Вебер. Избранные произведения. М. : Прогресс, 1990. С. 707–735.
5. Макарова Н.С. Концепция развития дидактического знания об образовательном процессе в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14729 (дата обращения: 14.07.2021).
6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2013. 576 с.
7. Шестак Н.В., Подзолкова Н.М. Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 131–140.
8. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Петрова Т.Э., Пырма Р.В., Азаров А.А. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 9–22. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-9-22
9. Васильева В.Д., Петрунева Р.М., Беришева Е.Д. Классические дидактические принципы и электронные обучающие среды // Primo Aspectu. 2021. № 1. С. 72–80. DOI: https://doi.org/10.35211/2500-2635-2021-1-45-72-80
10. Фаликман М.В. Цифровое опосредствование: новые рубежи культурно-исторического подхода // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. № 2. С. 3–14.
11. Кларин М.В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта. М. : Луч, 2016. 640 с.
12. Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 3. С. 117–124. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150312
13. Bond J., Dirkin K. Instructional Design: Study of a Widening Scope of Practice // Online Journal of Distance Learning Administration. 2018. Vol. XXI (4). Winter. URL: https://www.westga.edu/~distance/ojdla/winter214/bond_dirkin214.html (дата обращения: 14.07.2021).
14. Kurt S. Instructional Design // Educational Technology. 2016. December 9. URL: https://educationaltechnology.net/instructional-design/ (дата обращения: 14.07.2021).
15. Королюк И.Э., Пугачева Н.Б., Лунев А.Н. Дидактический потенциал виртуальной образовательной среды как фактор совершенствования профессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-3. С. 138–141.
16. Mijares I. Blended learning: Are we getting the best from both worlds? Literature Review for EDST 561. 2012. DOI: dx.doi.org/10.14288/1.0075749
17. Фомина А.С. Смешанное обучение в вузе: институциональный, организационно-технологический и педагогический аспекты // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21. С. 272–279.
18. Баранова Е.В., Куликова С.С., Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Симонова И.В., Тумалев А.В., Тумалева Е.А., Яковлева О.В. Цифровое образование в терминах. Учебно-методическое пособие. Сер. «Цифровое образование». СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. 164 c.
19. Петрунева Р.М., Топоркова О.В., Васильева В.Д. Учебное инженерное проектирование в структуре подготовки студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2015. № 7. C. 30–36.
20. Рыбина И.Р., Попова И.Ю. Проектное обучение как элемент организации учебной деятельности в контексте современного образования // Учёные записки Орловского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. С. 299–302.
21. Edmunds J., Arshavky N., Glennie E., Charles K., Rice O. The relationship between projectbased learning and rigor in STEM-focused high schools // Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2017. Vol. 11. No. 1. URL: http://dx.doi.org/10.7771/1541-5015.1618
22. Трищенко Д.А. Опыт проектного обучения: попытка объективного анализа достижений и проблем // Образование и наука. 2018. T. 20. № 4. С. 132–152. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-4-132-152
23. Жуков А.Г. Базовая кафедра: организация. Функционирование и нормативно-правовые основы деятельности // Педагогика и просвещение. 2018. № 4. С. 76–84. DOI: 10.7256/2454-0676.2018.4.27844
24. Сафонов А.Л. Демографические вызовы экономике и рынку труда в Российской Федерации в условиях глобализации // Диалог культур в условиях глобализации: II-е Международные Лихачёвские научные чтения. СПб., 2011. Т. 1. С. 141–144.
25. Флек М.Б., Угнич Е.А. Взаимодействие вуза и предприятия: опыт базовой кафедры в подготовке инженерных кадров // Университетское управление: практика и анализ. 2020. T. 24. № 3. С. 122–138. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2020.03.030
26. Антоненко Н.А., Асаева Т.А., Тихонова О.В., Гречушкина Н.В. Кастомизированный подход к реализации образовательных программ при подготовке инженерных кадров // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С 144–156. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-144-156
27. Павлова Т.Б. Изменение деятельности преподавателя вуза в современной информационной образовательной среде (инструментальный аспект) // Подготовка педагогов в контексте инновационных изменений в высшем образо- вании: Сб. статей науч.-практ. конф. / Под ред. А.П. Тряпицыной, Н.В. Примчук. СПб. : Астерион, 2019. 250 с. С. 227–234.
28. Васильева В.Д., Петрунева Р.М. Актуальные направления совершенствования педагогического мастерства преподавателей технического вуза // Primo aspectu. 2016. № 3 (27). С. 63–72.