Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Мониторинг социальных установок иностранных студентов

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-80-92

Аннотация

Для реализации целевых показателей федерального проекта по экспорту образовательных услуг, вовлечения иностранных абитуриентов в благоприятный для России дискурс в рамках концепции «мягкой силы» полезно проводить мониторинг социальных установок иностранных студентов. Социальные установки оказывают непосредственное влияние на выбор страны обучения и на эффективность социальной, культурной, педагогической адаптации иностранных студентов. На основе проведения фокус-групп, экспертных опросов, нарративных интервью изучены социокультурные характеристики иностранных студентов. Приводится классификация иностранных студентов по культурным профилям, выделено восемь профилей. Осуществлён мониторинг установок студентов из разных культурных профилей по разработанным авторами вопросникам. На основе методик шкалирования Э. Богардуса, Ч. Осгуда, Л. Терстоуна, Л. Гуттмана, Р. Лайкерта рассчитан интегральный индекс для каждого культурного профиля. Методики мониторинга социальных установок иностранных абитуриентов позволяют выявить специфику и динамику аттитюдов культурных профилей. Позитивные установки в отношении России способствуют привлекательности российского культурного пространства и образовательной системы.

Об авторах

М. Б. Понявина
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Понявина Мария Борисовна – канд. экон. наук, доцент

125993 (ГСП-3), г. Москва, Ленинградский просп., 49



С. В. Расторгуев
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Расторгуев Сергей Викторович – д-р полит. наук, доцент

125993 (ГСП-3), г. Москва, Ленинградский просп., 49



П. С. Селезнев
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Селезнев Павел Сергеевич – д-р полит. наук, доцент

125993 (ГСП-3), г. Москва, Ленинградский просп., 49



А. А. Сучилина
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Сучилина Анна Александровна – доцент

125993 (ГСП-3), г. Москва, Ленинградский просп., 49



А. Б. Шатилов
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Шатилов Александр Борисович – канд. полит. наук, проф.

125993 (ГСП-3), г. Москва, Ленинградский просп., 49



Список литературы

1. Аржанова И.В., Дыдзинская Д.В., Мусина Е.А., Селезнев П.С. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы» // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №8-9. С. 9–20. doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20

2. Li Jian. Conceptualizing Soft Power of Higher Education Globalization and Universities in China and the World. Singapore. Springer Nature, 2018. 257 p. doi: https://doi.org/10.1007/978-981-13-0641-9

3. Laifer N., Kitchen N. Making Soft Power Work: Theory and Practice in Australia’s International Education Policy // Politics & Policy. 2017. Vol. 45. No. 5. Р. 813–840. DOI: 10.1111/polp.12219

4. Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 4 (25). С. 85–93.

5. Allport G.W. Attitudes // Murchison C. (Ed). Handbook of Social Psychology. Worcester, MA : Clark University Press, 1935. Р. 798–844.

6. Alves H. Sharing Rare Attitudes Attracts // Personality and Social Psychology Bulletin. 2018. No. 44. Р. 1270–1283. DOI: https://doi.org/10.1177/0146167218766861

7. Sawicki V., Wegener D.T. Metacognitive Reflection as a Moderator of Attitude Strength Versus Attitude Bolstering: Implications for Attitude Similarity and Attraction // Personality and Social Psychology Bulletin. 2018. No. 44. Р. 638–652. DOI: https://doi.org/10.1177/0146167217744196

8. Chirumbolo A., Leone L., Desimoni M. The interpersonal roots of politics: Social value orientation, socio-political attitudes and prejudice // Personality and Individual Differences. 2016. No. 91. Р. 144–153. Doi: https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.12.001

9. Kelley H.H. The processes of causal attribution // American Psychologist. 1973. No. 28. Р. 107–128. URL: http://www.communicationcache.com/uploads/1/0/8/8/10887248/the_processes_of_causal_attribution.pdf (дата обращения: 17.06.2021).

10. Bodycott P., Lai A. The influence and implications of Chinese culture in the decision to undertake cross-border higher education // Journal of Studies in International Education. 2012. No. 16. Р. 252–270. DOI: https://doi.org/10.1177/1028315311418517

11. Jiang Xiaoyu. Chinese International Student’s Decision Making and Attitudes towards Studying in the United States // Graduate Theses and Dissertations. Iowa State University Digital Repository. 2012. 61 p. DOI: https://lib.dr.iastate.edu/etd/12946

12. Ghazarian P.G. Country Image and the Study Abroad Destination Choice of Students from Mainland China // Journal of International Students. 2016. Vol. 6. No. 3. Р. 700–711. DOI: 10.32674/jis.v6i3.350

13. Mak A. S., Brown P., Wadey D. Contact and attitudes towards international students in Australia: Intergroup anxiety and intercultural communication emotions as mediators // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2014. No. 45. Р. 491–504. DOI: https://doi.10.1177/0022022113509883

14. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Stanford University Press, 1968. 291 p.

15. Kiell N. Attitudes of Foreign Students // The Journal of Higher Education. 1951. Vol. 22. No. 4. Р. 188–194. DOI: https://doi.org/10.2307/1976681

16. Walker P. International Student Policies in UK Higher Education from Colonialism to the Coalition: Developments and Consequences // Journal of Studies in International Education. 2014. Vol. 18. No. 4. Р. 325–344. DOI: 10.1177/1028315312467355jsi.sagepub.com

17. Huntington S.P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. Simon and Schuster, 2007. 368 p.

18. Van Oudenhoven J.P., Van der Zee К.I. Predicting multicultural effectiveness of international students: The Multicultural Personality Questionnaire // International Journal of Intercultural Relations. 2002. No. 26. Р. 679–694. DOI: https://doi.org/10.1016/s0147-1767(02)00041-x

19. Stephan W.G., Stephan C.W. Intergroup Relations. Taylor & Francis Limited, 2018. 235 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9780429499739

20. Logan S., Steel Z., Hunt C. Investigating the Effect of Anxiety, Uncertainty and Ethnocentrism on Willingness to Interact in an Intercultural Communication // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2015. Vol. 46. No. 1. Р. 39–52. DOI: 10.1177/0022022114555762

21. Matsumoto D., Hwang H.C. Assessing Cross-Cultural Competence: A Review of Available Tests // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2013. Vol. 44. No. 6. Р. 849–873. DOI: https://doi.org/10.1177/0022022113492891

22. Wang K.T., Wei M., Zhao R., Chuang C.-C., Li F. The cross-cultural loss scale: Development and psychometric evaluation // Psychological Assessment. 2015. Vol. 27. No. 1. Р. 42–53. DOI: 10.1037/pas0000027

23. Tibbetts Y., Priniski S.J., Hecht C.A., Borman G.D., Harackiewicz J.M. Different Institutions and Different Values: Exploring First-Generation Student Fit at 2-Year Colleges // Frontiers Psychology. 2018. No. 9. Р. 502. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00502

24. Рождественская Е.Ю. Биографический метод в социологии. М. : ВШЭ, 2012. С. 142–163.

25. Bogardus E.S. A Social Distance Scale // Sociology and Social Research. 1933. No. 17. Р. 265–271.

26. Osgood C.E. The nature and measurement of meaning // Psychological Bulletin. 1952. No. 49. Р. 197–237. DOI: https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/h0055737

27. Сикевич З.В. Метод семантического дифференциала в социологическом исследовании (опыт применения) // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2016. Сер. 12. Вып. 3. C. 118–128. DOI: https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2016.309

28. Расторгуев С.В., Волхонская З.И. Методология исследования общественно-политических установок иностранных студентов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т. 10. № 4. С. 10–11. DOI: https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-4-6-13

29. Snider J.G., Osgood C.E. Semantic differential technique: A sourcebook. Chicago, IL : Aldine, 1969. 681 p.

30. Guttman L.A. A Basis for Scaling Qualitative Data // American Sociological Review. 1944. No. 9. Р. 139–150. DOI: https://doi.org/10.2307/2086306

31. Likert R.A. A technique for the measurement of attitudes // Archives of Psychology. 1932. № 140. Р. 1–55. URL: https://legacy.voteview.com/pdf/Likert_1932.pdf (дата обращения: 17.06.2021).

32. Fenyves V., Bács Z., Kovács B., Tarnóczi T., Nemeslaki A., Böcskei E. Analysis of factors influencing foreign studies – Strategic decisions – Results of a Hungarian survey // Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Vol. 22. No. 5. Р. 1–21. URL : https://www.abacademies.org/articles/analysis-of-factors-influencing-foreign-studies45strategic-decisions45results-of-ahungarian-survey-8609.html (дата обращения: 17.06.2021).

33. Cernat V. When cross‐ethnic friendships can be bad for outgroup attitudes: The importance of friendship quality // Journal of Community & Applied Social Psychology. 2019. Vol. 29. No. 2. Р. 81-89. DOI: https://doi.org/10.1002/casp.2385

34. Stephan W.G. Intergroup Anxiety: Theory, Research, and Practice // Personality and Social Psychology Review. 2014. Vol. 18. No. 3. Р. 1–17. DOI: https://doi.org/10.1177/1088868314530518


Рецензия

Просмотров: 628


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)