Система ДПО как основа непрерывного профессионального образования
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-134-143
Аннотация
В статье рассматривается реализация принципа непрерывности образования через систему дополнительного профессионального образования в Оренбургском государственном университете. Авторами проанализированы современные тенденции развития системы ДПО и выделена в ней роль высшей школы. Даётся анализ возможностей и трудностей реализации дополнительных профессиональных программ в вузе. Представлен анализ динамики и структуры дополнительных профессиональных программ ОГУ. Предложены механизмы реализации дополнительных профессиональных программ на основе практико-ориентированного комплексного подхода, направленного на интеграцию образовательной деятельности вуза и стратегического партнёрства с предприятиями и организациями региона. Подведены итоги исследования возможностей и перспектив использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ. Выделены обязательные условия построения эффективной системы дополнительного профессионального образования в вузе, основанные на тесном взаимодействии с заказчиками программы, на развитии профессиональных компетенций педагогических работников, занятых в реализации дополнительных программ.
Об авторах
С. В. НотоваРоссия
Нотова Светлана Викторовна – д-р мед. наук, проф., первый проректор
460018, г. Оренбург, проспект Победы, 13
И. А. Подосенова
Россия
Подосенова Ирина Александровна – канд. геогр. наук, доцент, директор Института непрерывного профессионального образования
460018, г. Оренбург, проспект Победы, 13
Список литературы
1. Каргапольцева Н.А., Масликова Э.Ф. Взаимодействие общего, дополнительного и профессионального образования в пространстве университетского округа // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 10 (210). С. 74–77.
2. Кирьякова А.В., Каргапольцева Н.А., Каргапольцев С.М. Повышение квалификации – инструмент совершенствования менеджмента в региональном образовании // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 160–167. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-160-167
3. Нотова С.В., Рысаев А.Ф. Учебный центр // Вестник мясного скотоводства. 2017. № 4 (100). С. 272–273.
4. Тимченко В.В. Роль ДПО в формировании компетенций будущего в инновационно-образовательной среде // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2019. № 1 (43). С. 29–38.
5. Галиханов М.Ф., Кондратьев В.В., Елизаров Д.В., Мифтахутдинова Л.Т. Система ДПО университета как платформа для реализации федерального проекта «Новые возможности для каждого» // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 119-133. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-119-133
6. Шеховцов В.В., Плотников А.С., Фетисова О.В. Дополнительное профессиональное образование слушателей в ходе реализации федеральных проектов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 4. С. 119-126. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-119-126.
7. Institutional mechanisms of university teacher professional development / L.A. Shibankova, А.V. Ignatieva, I.A. Belokon, S.M. Kargapoltsev, E.A. Ganaeva, E.A. Beroeva, S.N. Trubenkova, E.B. Kozlova // Humanities & Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7. Issue 4. P. 1061–1068. DOI: 10.18510/hssr.2019.74145
8. Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н. Актуальные проблемы педагогики и повышение квалификации преподавателей // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 32–43. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-32-43
9. Подосенова И.А. Развитие системы дополнительного профессионального образования в Оренбургской области. // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 275-летию Оренбургской губернии и 85-летию Оренбургской области. Оренбург : Фронтир, 2019. С. 255–259.
10. Ольховая Т.А., Пояркова Е.В. Новые практики инженерного образования в условиях дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. С. 142–154. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-142-154
11. Подосенова И.А., Святоха Н.Ю. Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ // Университетский комплекс как региональный центр образова- ния, науки и культуры : Материалы Всерос. науч.-метод. конф. Оренбург : ОГУ, 2021. С. 4270–4275.
12. Шестак Н.В., Подзолкова Н.М. Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий // Высшее образование в России. 2015. № 7. C. 131–140.
13. Брызгалина Е.В., Алексеева Д.А., Дряева Э.Д. Цифровые трансформации педагогики: опыт повышения квалификации // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 161–167. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-161-167
14. Михайлов О.В., Денисова Я.В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперёд, два шага назад»? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 65–76. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76