Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Образовательные и этические аспекты вызовов технонауки в пространстве университета

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-11-42-51

Полный текст:

Аннотация

Образовательная и исследовательская деятельность являются основными векторами, определяющими развитие университета, при этом трансформации природы науки настолько значимы, что в сфере образования они находят выражение не только в появлении новых дисциплин и специальностей, но и в пересмотре образовательной парадигмы современного университета. В статье анализируется влияние трансформаций современной науки и способов производства научных знаний на университет и его исследовательскую и образовательную стратегии. В технонауке как современной форме постнеклассической парадигмы научной рациональности наука и технология образуют гибрид теоретической деятельности и социальной практики. Знания производятся не только в контексте открытия и обоснования, но и в контексте оцениваемых последствий их применения. Показано, что вызовы технонауки совместно с динамично развивающейся глобальной экономикой знаний оказывают влияние на стратегии развития университета, который сегодня выполняет не только исследовательскую и образовательную функции, но и реализует миссию социальной ответственности, способствуя устойчивому развитию, внедрению ответственных технологий и инноваций, отстаивая статус знания как общественного блага в противовес статусу знания как социального капитала. Актуализирована специфика этоса технонауки в образовательном пространстве университета, обусловленная трансдисциплинарной организацией научного знания. Трансдисциплинарные исследования характеризуются новым вертикальным измерением, которое выходит из плоскости объектных связей не только в сферу человека как субъекта, но и в сферу его жизнедеятельности, практики, социальнокультурных ценностей, сопрягая сложность мира со сложностью человеческого знания. Внедрение конвергентных технологий характеризуется непрогнозируемостью возникающих при их создании и функционировании нежелательных побочных последствий. В практическом аспекте этика технонауки призвана способствовать созданию механизмов самоограничения и самоконтроля в условиях неопределённости, она требует от исследователя способности саморефлексии по поводу методов, целей и последствий применения технологий. Задача современного университета в контексте вызовов технонауки – взращивать ответственного профессионала, личность, осознающую не только эпистемическую ответственность профессионала, но и внутреннюю, бытийную ответственность человека как глобального гражданина.

Об авторах

Д. В. Черникова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Черникова Дарья Васильевна – канд. филос. наук, доцент, зам. директора НОЦ урбанистики и регионального развития

634050, г. Томск, пр. Ленина 36



И. В. Черникова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Черникова Ирина Васильевна – д-р филос. наук, проф., зав. кафедрой философии и методологии науки

634050, г. Томск, пр. Ленина 36



Список литературы

1. UNESCO. COVID-19 educational disruption and response. 2020. URL: https://en.unesco.org/node/320920 (дата обращения 10.10.2021).

2. Galloway S. The Coming Disruption // Intelligenser. 2020. May 11. URL: https://nymag.com/intelligencer/2020/05/scott-galloway-future-ofcollege.html (дата обращения 10.10.2021).

3. Barnett R. The Ecological University: A Feasible Utopia. London : Routledge, 2017. 228 p. ISBN: 9781138720725. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315194899

4. Ибрагимова А. Программа стратегического академического лидерства // Научная Россия. 2020.23.10. URL: https://scientificrussia.ru/articles/programma-strategicheskogoakademicheskogo-liderstva (дата обращения 10.10.2021).

5. Latour B. From the world of science to that of research? // Science magazine. 1998. Vol. 280. No. 5361. P. 208–209. DOI: 10.1126/science.280.5361.208

6. Горохов В.Г. Технонаука – новый этап в развитии современной науки и техники // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 37–45.

7. Грунвальд А. Техника и общество: западноевропейский опыт исследования социальных последствий научно-технического развития / Пер. с нем. Е.А. Гаврилиной, А.В. Гороховой, Г.В. Гороховой, Д.Е. Ефименко. М. : Логос, 2010. 158 c.

8. Черникова И.В. Технонаука в системе научного знания // Технонаука и социальная оценка техники (философско-методологический анализ) / Под ред. И.В. Черниковой. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2015. С. 8–26.

9. Лекторский В.А. Рациональность, социальные технологии и судьба человека // Эпистемология и философия науки. 2011. Т. XXIX. № 3. С. 35–48.

10. Киященко Л.П. Этос постнеклассической науки (к постановке проблемы) // Философия науки. Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. М. : ИФ РАН, 2005. С. 29–54.

11. Баева Л.В. Этика и аксиология инновационной науки // Информационное общество. 2011. Вып. 2. С. 43–49.

12. Юдин Б.Г. Технонаука и «улучшение» человека // Эпистемология и философия науки. 2016. Т. XLVIII. № 2. С. 18–27.

13. Грунвальд А. 15 лет этике в области нанотехнологий: итоги развития // Технонаука и социальная оценка техники (философско-методологический анализ) / Под ред. И.В. Черниковой. Томск.: Изд-во Том. ун-та, 2015. 172 с.

14. Фуллер С. Социальная эпистемология университета: как сохранить целостность знания в так называемом обществе // Эпистемология и философия науки. 2008. Т. XV. № 1. С. 158–186.

15. Lombardo M., Eichinger R. The Career Architect. Development Planner. 3rd edition (The Leadership Architect Suite). Lominger Limited, 2000. 911 p.

16. Birch K., Chiappetta M., Artyushina A. (2020). The problem of innovation in technoscientific capitalism: data rentiership and the policy implications of turning personal digital data into a private asset // Policy Studies. 2020. Vol. 41. No. 5. Р. 1–20. DOI: https://doi.org/10.1080/01442872.2020.1748264

17. Mayer-Schönberger V., Cukier K. Big data: A revolution that will transform how we live, work, and think. Houghton Mifflin Harcourt, 2013. 242 p.


Просмотров: 103


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)