Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Региональное развитие: новые вызовы для инженерного образования (обзор конференции)

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-12-111-132

Полный текст:

Аннотация

В статье подведены итоги пленарной сессии международной сетевой конференции «Региональное развитие: новые вызовы для инженерного образования – СИНЕРГИЯ-2021», прошедшей в Казанском национальном исследовательском технологическом университете с 19 по 20 октября 2021 г. Форум, на который собрались представители вузов и промышленных предприятий России и зарубежья, был посвящён вопросам подготовки инженеров для нефтегазохимической отрасли. Среди участников были представители международных обществ по инженерному образованию, десяти национальных исследовательских университетов и семи опорных вузов ПАО «Газпром», органов государственной власти и промышленных предприятий Татарстана. Наблюдать за работой пленарной сессии в режиме реального времени по Интернету можно было во всех опорных вузах «Газпрома». Организаторами мероприятия выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Международное общество по инженерной педагогике (IGIP), Ассоциация инженерного образования России (АИОР), а также Министерство промышленности и торговли РТ и Казанский национальный исследовательский технологический университет. Генеральным спонсором выступило ПАО «Газпром». Всего конференция собрала более 450 участников (380 онлайн и 85 очно) из 40 вузов России, США, Великобритании, Германии, Португалии, Финляндии, Польши, Казахстана, Беларуси, Армении, Латвии и Эстонии. Выступили представители 7 промышленных предприятий, прозвучало 77 докладов.

Об авторах

В. В. Кондратьев
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Кондратьев Владимир Владимирович – д-р пед. наук, проф., начальник Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов имени академика А.А. Кирсанова

420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68



М. Ф. Галиханов
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Галиханов Мансур Флоридович – д-р тех. наук, проф., директор Института дополнительного профессионального образования

420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68



Ф. Т. Шагеева
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Шагеева Фарида Тагировна – д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой инженерной педагогики и психологии 

420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68



П. Н. Осипов
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Осипов Пётр Николаевич – д-р пед. наук, проф., кафедра инженерной педагогики и психологии 

420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68



Л. В. Овсиенко
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Овсиенко Любовь Васильевна – канд. экон. наук, доцент, директор Института развития непрерывного образования 

420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68



Список литературы

1. Rüütmann T., Annus I., Kübarsepp J., Läänemets U., Umborg J. Updated Curriculum for Engineering Pedagogical Continuing In-Service Education // Proceeding of ICL2021 – 24th International Conference on Interactive Collaborative Learning 22–24 September 2021, TU Dresden and HTW Dresden, Germany, 2021. P. 379–390.

2. Соловьев А.Н., Приходько В.М., Петрова Л.Г., Макаренко Е.И. Новый учебный план IGIP для повышения квалификации преподавателей инженерных вузов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 49–59. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-49-59

3. Dreher R., Kondratyev V.V., Kuznetsova M.N. Social-Ecologic Oriented Curricula in Engineering Education: “Leonardo’s Oath” as an Answer to Janus-Headedness in Engineering Work // Высшее образование в России. 2021. T. 30. №1. C. 115–124. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-115-124

4. Dreher R. Digitality as a Challenge – Digital Learning as an Answer? Consequences of Engineering Teaching // Proceeding of ICL2021 – 24th International Conference on Interactive Collaborative Learning 22–24 September 2021, TU Dresden and HTW Dresden, Germany, 2021. P. 1785–1796.

5. Чучалин А.И. Адаптация the Core CDIO Standards 3.0 к высшему STEM-образованию // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 9–21. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-9-21.

6. Чучалин А.И. Оценка компонентов учебных планов инженерных программ на соответствие рекомендациям CDIO-FCDI-FFCD Standards // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 7. С. 9–21. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-9-21

7. Quadrado J.C., Pokholkov Yu.P., Zaitseva K.K. ATHENA: Contributing to Development of Higher Education Institutions for the Digital Age // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. C. 125–131. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-125-131

8. Будзинская О.В., Шейнбаум В.С. Семь лет спустя (концептуальные предложения по поводу формирующейся системы квалификаций) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №5. С. 84–93. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-5-84-93

9. Бедный Б.И., Бекова С.К., Рыбаков Н.В., Терентьев Е.А., Ходеева Н.А. Профессиональная аспирантура: международный опыт и российский контекст // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. №10. С. 9–21. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-9-21

10. Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Аспирантура как институциональный ресурс подготовки кадров для науки и высшей школы (статья 1) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №8-9. С. 44–54. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-44-54

11. Кашина М.А. Негативные последствия реформирования российской аспирантуры: анализ и пути минимизации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. С. 55–70. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-55-70

12. Кондратьев В.В., Галиханов М.Ф., Осипов П.Н., Шагеева Ф.Т., Кайбияйнен А.А. Инженерное образование: трансформация для индустрии 4.0. (обзор конференции) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №12. С. 105–122. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-105-122

13. Матушанский Г.У., Завада Г.В., Матушанская Ю.Г. Барьеры в аспирантской подготовке и при защите кандидатской диссертации // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 55–66. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-55-66

14. Сенашенко В.С. Особенности реформирования отечественной аспирантуры как предмет дискуссии // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 58–73. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-58-73

15. Терентьев Е.А., Бедный Б.И. Проблемы и перспективы развития российской аспирантуры: взгляд региональных университетов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. №10. С. 9–28. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-9-28

16. Кондратьев В.В., Осипов П.Н., Старшинова Т.А. Опыт работы диссертационного совета по педагогике в техническом вузе // Управление устойчивым развитием. 2019. №5. С. 104–108.

17. Осипов П.Н. Подготовка и защита диссертации: о пользе барьеров // Педагогика и психология образования. 2021. № 3. С.105–118. DOI: 10.31862/2500-297Х-2021-3-105-118

18. Старшинова Т.А., Вавилова Е.Л. Аспирантура – проблемы и решения: семинар аспирантов и молодых учёных как интегративная форма обучения // Управление устойчивым развитием. 2019. №5. С. 115–119.

19. Терентьев Е.А., Рыбаков Н.В., Бедный Б.И. Зачем сегодня идут в аспирантуру: типологизация мотивов российских аспирантов // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 40–69. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-1-40-69

20. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 125–134. DOI: 10.7868/S0132162517090148

21. Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З., Булашева А.А. Тенденции и факторы эффективности подготовки аспирантов российских вузов в условиях реформирования высшего образования // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 135–144. DOI: http://dx.doi.org/10.7868/S013216251709015X


Рецензия

Просмотров: 233


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)