Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Этикетное поведение в контексте организационной культуры вуза

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-2-28-41

Аннотация

Цель исследования – выявить взаимосвязи представлений об этикетном поведении у студентов и преподавателей с характеристиками организационной культуры вузов. Методы. Исследование базировалось на опросе, в котором приняли участие 141 студент и 69 преподавателей российских вузов. Для сбора эмпирического материала использованы следующие методики: авторская анкета, позволившая получить данные об отношении студентов и преподавателей к институциональному закреплению правил этикета и регламентации оформления внешнего облика участников образовательного процесса, а также о частоте соблюдения студентами правил этикета; опросник О.И. Даниленко – данные о субъективной значимости представленных в нём девяти функций этикета; методика OCAI К. Камерона и Р. Куинна, позволяющая получить данные о реальной и желательной для респондентов организационной культуре их вузов. Основные результаты. В выборках как студентов, так и преподавателей выявлены корреляционные связи между показателями, характеризующими этикетное поведение участников учебного процесса, и показателями выраженности характеристик организационной культуры их вузов. В выборке студентов обнаружены статистически значимые положительные корреляционные связи признания значимости функций этикета и оценки соблюдения студентами правил этикета с оценкой организационной культуры как клановой и отрицательные – как бюрократической. У преподавателей выявлены положительные связи признания значимости функций этикета, позитивного отношения к институционализации правил этикета и регламентации внешнего облика с клановой и адхократической культурой и отрицательные – с бюрократической организационной культурой. Заключение. Полученные данные позволяют сделать следующий вывод: чем более, по мнению и студентов, и преподавателей, выражены черты клановой и адхократической организационной культуры в их вузе, тем выше они оценивают значимость этикетного поведения, и наоборот, чем более выражены черты бюрократической организационной культуры, тем ниже студенты и преподаватели оценивают значимость этикета.

Об авторах

О. И. Даниленко
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Даниленко Ольга Ивановна – д-р культурологии, доцент, проф. кафедры общей психологии факультета психологии

Researcher ID: P-2900-2015

Scopus ID: 5680 9250 300

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9



М. А. Перминова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Перминова Мария Андреевна – магистр, кафедра общей психологии факультета психологии

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9



Список литературы

1. Ковчина Н.В. Социальное взаимодействие в профессиональной среде // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 4. С. 35–39. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.07-17.044

2. Чевтарева Н.Г., Никитина А.С., Вишневская А.В. Культура коммуникации преподавателя и студента как матрица формирования “soft skills” выпускника // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 33–44. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-33-44

3. Wesley S.C., Jackson V.P., Lee M. The perceived importance of core soft skills between retailing and tourism management students, faculty and businesses // Employee Relations. 2017. Vol. 39. No. 1. Р. 79–99. DOI: https://doi.org/10.1108/ER-03-2016-0051

4. Schulz B. The importance of soft skills: Education beyond academic knowledge // Nawa Journal of Communication. 2008. Vol. 2. No. 1. P. 146–154. URL: http://ir.nust.na:8080/jspui/handle/10628/39 (дата обращения: 12.12.2021).

5. Лихачева Л.С. Этикет как культурная универсалия // Фундаментальные проблемы культурологии: Сб. ст. по материалам конгресса / Отв. ред. Д.Л. Спивак. М. : Новый хронограф: Эйдос, 2009. Т. 6: Культурное наследие: От прошлого к будущему. С. 146–156. URL: http://ec-dejavu.ru/e-2/Etiquette.html (дата обращения: 12.12.2021).

6. Даниленко О.И. Студенты о правилах этикета: пространство смыслов // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании: Материалы II Международной научно-практической конференции. СПб., 2019. С. 151–159. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-18

7. Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества: эмпирические оценки // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 49–62.

8. Сиюхова А.М., Кубова А.А. Дресс-код как элемент профессиональной культуры преподавателя вуза // Человек и культура. 2017. № 2. С. 73–81. DOI: 10.25136/2409-8744.2017.2.17964

9. Лабунская В.А., Бзезян А.А. Внешний облик в образовательной среде: оценка, самооценка, функциональная значимость // Современное образование. 2018. № 4. С. 8–18. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.4.27965

10. Towner E.B., Everett H.L., Klemz B.R. Not So Different? Student and Professional Perception of Mobile Phone Etiquette in Meetings // Business and Professional Communication Quarterly. 2019. Vol. 82. No. 3. P. 317–336. DOI: https://doi.org/10.1177/2329490619836452

11. Beckman-Brito K. Classroom Etiquette: A Cross-Cultural Study of Classroom Behaviours // Journal of Second Language Acquisition and Teaching. 2003. Vol. 10. URL: https://journals.uair.arizona.edu/index.php/AZSLAT/article/view/21305/20882 (дата обращения: 12.12.2021).

12. Tajeddin Z., Alemi M., Razzaghi S. Cross-cultural perceptions of impoliteness by native English speakers and EFL learners: The case of apology speech act // Journal of Intercultural Communication Research. 2014. Vol. 43. No. 4. Р. 304–326. DOI: 10.1080/17475759.2014.967279

13. Turner Y. “Knowing me, knowing you,” is there nothing we can do? Pedagogic challenges in using group work to create an intercultural learning space //Journal of Studies in International Education. 2009. Vol. 13. No. 2. Р. 240–255. DOI: https://doi.org/10.1177/1028315308329789

14. Иглтон Т. Медленная смерть университета / Пер. с англ. Е. Бучкина // Alma mater. Вестник высшей школы. 2016. № 2. С. 109–112.

15. Красинская Л.Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация ... что ожидает высшую школу завтра? // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 73–82. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/493?locale=ru_RU (дата обращения: 12.12.2021).

16. Сенашенко В.С. О престиже профессии «преподаватель высшей школы», учёных степеней и учёных званий // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 36–44. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/963?locale=ru_RU (дата обращения: 12.12.2021)

17. Трубникова Е.И. Паттерны поведения в образовательной среде // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 95–103. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/361?locale=ru_RU (дата обращения: 12.12.2021).

18. Чикер В.А., Почебут Л.Г. Статусно-ролевые различия в понимании функций этикета как отражение организационной культуры вуза // Институт Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Т. 6. № 3 (23). С. 198–223. DOI: https://doi.org/10.38098/ipran.sep_2021_23_3_08

19. Даниленко О.И. Вузовский этикет и этикетное поведение в вузе: современная ситуация и перспективы изучения // Психология образования: современный вектор развития. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. С. 228–244. URL: https://psy-urgi.urfu.ru/fileadmin/user_upload/site_15526/Dec_5/Monografija_Psikhologija_obrazovanija_sovremennyi_vektor_razvitija.pdf (дата обращения: 12.12.2021).

20. Даниленко О.И., Ли Ц. Отношение к правилам этикета в связи с ценностными ориентациями у китайских и российских студентов // Электронный научный журнал. 2017. № 1. С. 37–46. URL: http://co2b.ru/docs/enj.2017.01.02.pdf (дата обращения: 12.12.2021).

21. Ли Ц. Психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов // Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2017. 23 с.

22. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и измерение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001. 320 с.

23. Lee J.K. Confucian Thought Affecting Leadership and Organizational Culture of Korean Higher Education. 2001. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED504451.pdf (дата обращения: 12.12.2021).

24. Gus'kova N.D., Erastova A.V. The role of organizational culture in the management of higher education // Revista ESPACIOS. 2019. Vol. 40. No. 41. URL: http://www.revistaespacios.com/a19v40n41/19404117.html (дата обращения: 12.12.2021).

25. Saleem Z., Shenbei Z., Hanif A.M. Workplace violence and employee engagement: The mediating role of work environment and organizational culture // SAGE Open. 2020. Vol. 10. No. 2. DOI: https://doi.org/10.1177/2158244020935885

26. Yaman E. Perception of faculty members exposed to mobbing about the organizational culture and climate // Educational Sciences: Theory and Practice. 2010. Vol. 10. No. 1. P. 567–578. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ882735 (дата обращения: 12.12.2021).

27. Чижикова Е.С. Исследование типа корпоративной культуры студенческого сообщества с помощью метода OCAI К. Камерона и Р. Куинна // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 352. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27206219 (дата обращения: 12.12.2021).

28. Троцук И.В., Суховерова Д.В. Корпоративная культура как инструмент повышения конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 44–54. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-44-54

29. Гулиус Н.С. Организационная культура российских университетов: вызовы и потенциал периода трансформации (в представлении сотрудников Национального исследовательского Томского государственного университета и Тюменского государственного университета) // Социология науки и технологий. 2020. Т. 11. № 4. С. 69–109. DOI: https://doi.org/10.24411/2079-0910-2020-14006

30. Богдан Н.Н., Масилова М.Г., Парфенова И.Ю. Организационная культура вуза: теория, исследование, практика. Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2014. 251 с.

31. Kim J., Ko S. The effect of university organizational culture on organizational silence and faculty–student interaction // Management Science Letters. 2021. Vol. 11. No. 7. P. 2151–2162. DOI: 10.5267/j.msl.2021.2.013


Рецензия

Просмотров: 998


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)