Ответственность – ключевая компетенция инженера ХХI века
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-2-107-118
Аннотация
Нарастающие масштабы антропогенного воздействия на окружающую среду, о последствиях которого нередко пишут и говорят как об устрашающих, даже апокалиптических, актуализировали дискурс относительно ответственности – человечества в целом, государств, их правительств, парламентов и прочих институтов, отдельных корпораций, каждого человека. Экологическая повестка, ответственное природопользование, экосистемное мышление – в центре их противоречивых интересов.
Представляется, что инженерное образование также должно быть сфокусировано на этой проблематике. Однако при анализе ФГОС обнаруживается, что развитие социальной и профессиональной ответственности студентов не зафиксировано как необходимый результат их подготовки. С недавних пор ориентиром для высшей школы в части регламентации профессиональных компетенций выпускников университетов являются профессиональные стандарты, в которых уровень возлагаемой на работника ответственности, увязанной с полномочиями, служит определяющей характеристикой квалификации.
Таким образом, налицо нестыковка ФГОС и профессиональными стандартами по одной из ключевых инженерных компетенций. Этой теме посвящена настоящая статья.
Об авторах
В. Г. МартыновРоссия
Мартынов Виктор Георгиевич – чл.-корр. РАО, д-р экон. наук, проф., ректор
119991, г. Москва, Ленинский проспект, 65
В. С. Шейнбаум
Россия
Шейнбаум Виктор Соломонович – канд. техн. наук., проф., советник ректора,
119991, г. Москва, Ленинский проспект, 65
Список литературы
1. Адамский А.И. Инициатива ФГОС 4.0 // Институт проблем образовательной политики «Эврика». URL: https://eurekanet.ru/fgos (дата обращения 18.01.2022).
2. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И. Концепция ФГОС ВО четвёртого поколения для инженерной области в контексте выполнения поручений Президента России // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 73–85. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-73-85
3. Щедровицкий П.Г. Вызовы III промышленной революции инженерному вузу. Лекция в университете нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина 30 мая 2016 г. URL: https://gubkin.ru/general/structure/cic/orp/Shablon/Shchedrovitsky%20P.%20G.%20Lecture%2030.05.2016.pdf (дата обращения: 12.12.2021).
4. Лазуткин В.А. Как термин «компетенция» в образовании стал лишним и даже вредным // Вести образования. 2020. 11.03. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/3/11/edpolitics/11948-kak_termin_kompetentsiya_v_obrazovanii_stal_lishnim_i_dazhe_vrednym (дата обращения: 12.12.2021).
5. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего образования. (Методологические и методические вопросы): Методическое пособие. М. : Исследовательский центр по проблемам качества подготовки специалистов, 2005. 114 с. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/Library/Baidenko/Compet_podhod_2005.pdf (дата обращения: 12.12.2021).
6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М. : Исследовательский центр по проблемам качества подготовки специалистов, 2004. 42 с. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214132.pdf (дата обращения: 12.12.2021).
7. Salazar А. Что такое ответственность? Как воспитать в себе чувство ответственности // CogniFit. 2018. 22.06. URL: https://blog.cognifit.com/ru/ответственность/ (дата обращения: 12.12.2021).
8. Филатова М.Н., Щедровицкий П.Г., Шейнбаум В.С. Онтология компетенции «умение работать в команде» и подходы к её развитию в инженерном вузе // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 71–82. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1396/1146 (дата обращения: 12.12.2021).
9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. В.И. Белопольского. М. : Когито-Центр, 2002. 400 с. URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5893530527.html (дата обращения: 12.12.2021).
10. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М. : Изд-во МГУ, 2003. 416 с. URL: https://www.khutorskoy.ru/books/2003/did-evr/ (дата обращения: 12.12.2021).
11. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Образовательные стандарты: проверка временем // Аккредитация в образовании. 2018. № 108. С. 32–37. URL: https://akvobr.ru/obrazovatelnye_standarty_proverka_vremenem.html (дата обращения: 12.12.2021).
12. Пшеничная В.В. Исследование ответственности как системного качества личности студентов колледжа // Психологические науки: теория и практика: Материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). М. : Буки-Веди, 2014. С. 70–73. ISBN 978-5-4465-0378-0 URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5208/ (дата обращения: 12.12.2021).
13. Graduate Attributes and Professional Competencies. International Engineering Alliance (ver. 3, 21 June 2013). URL: https://www.ieagreements.org/assets/Uploads/Documents/Policy/Graduate-Attributes-and-Professional-Competencies.pdf (дата обращения: 12.12.2021).
14. Guide to the FEANI EUR ING Register. FEANI, 2013. URL: https://www.feani.org/sites/default/files/Guide%20to%20the%20Register%20FINAL%20approved%20GA%202013_v1200620.pdf (дата обращения: 12.12.2021).
15. Блинов А.М., Овчинникова Е.Н., Быкова О.Г. Инженерная этика и компетенции выпускников технических вузов // Инженерное образование. 2018. № 23. С. 168–175. URL: http://aeer.ru/files/io/m23/art_23.pdf (дата обращения: 12.12.2021).
16. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие. Калининград : Калинингр. ун-т, 2000. 572 с. ISBN 5-88874-169-8. URL: http://window.edu.ru/resource/443/42443/files/index.html (дата обращения: 12.12.2021).
17. Филатова М.Н. Конструирование социокультурной среды вуза: теоретико-методологический аспект. М. : Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2012. 211 с.
18. Шейнбаум В.С., Пятибратов П.В. Проектирование инженерной деятельности как способ развития системного мышления // Инженерное образование. 2020. № 28. С. 85–93. URL: https://readera.org/143176763 (дата обращения: 12.12.2021).