Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166

Аннотация

В статье описывается механизм повышения конкурентоспособности и привлекательности российской системы высшего образования на международном рынке через развитие экспорта образовательных услуг. Сегодня российские университеты достигли значительных успехов в привлечении иностранных абитуриентов. По данным на 2021 г., в российских вузах обучается 310 тыс. иностранных студентов, это примерно 8% от числа всех студентов в России. Достичь этих показателей удалось благодаря реализации крупных стратегических национальных проектов РФ в области интернационализации высшего образования. В 2021 г. Правительством РФ поставлены новые задачи развития экспорта образования, согласно которым к 2030 г. число подготовленных и мотивированных иностранных студентов, обучающихся в вузах России, должно увеличиться в 1,5 раза. В условиях всё большей глобализации российского рынка образования и науки, повышения академической мобильности исследователей, преподавателей и студентов всё большее значение в продвижении университетов играют инструменты брендинга и коммуникаций. В статье структурированы наиболее востребованные и перспективные инструменты цифрового маркетинга российских вузов, которые способствуют увеличению российского экспорта услуг в сфере образования.

Об авторе

В. К. Николаев
Московский политехнический университет
Россия

Николаев Владимир Константинович – канд. экон. наук, доцент, Центр проектной деятельности

Scopus ID: 56747273500

SPIN-код: 4128-5801

107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, 38



Список литературы

1. Knight J. Five truths about internationaliza tion // International Higher Education. 2012. No. 69. P. 4–5. DOI: https://doi.org/10.6017/ihe.2012.69.8644

2. Иноземцева К.М. Интернационализация высшего профессионального образования в России: языковая политика // Высшее образование в России. 2014. № 5. C. 145–152. URL: http://vovr.ru/upload/5-14.pdf (дата обращения: 22.01.2022).

3. Nye J. Soft Power and Higher Education // Forum for the Future of Higher Education. URL: http://forum.mit.edu/articles/soft-power-and-highereducation/ (дата обращения: 22.01.2022).

4. Масич В.А. Наука и образование как инструменты «мягкой силы» // Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения”. 2015. № 1. С. 117–125. URL: https://politicalscience.rsuh.ru/jour/article/view/13/14 (дата обращения: 22.01.2022).

5. Минаева Е.А. Мобильность студентов и экспорт образования во время и после пандемии: вызовы и прогнозы: Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. 2020. 05.06. № 4. С. 90–95. URL: https://www.hse.ru/data/2020/06/05/1602309864/HSE_Covid_04_2020_3_4.pdf (дата обращения: 22.01.2022).

6. Государственные программы образовательной мобильности в разных странах: Доклад Центра трансформации образования Московской школы управления Сколково / Н. Овчинникова, М. Зоткина, А. Гетманская; Центр трансформации образования Московской школы управления Сколково. М., 2019. 108 с. URL: https://sk.skolkovo.ru/storage/file_storage/4b954252-7c3d-4975-94e3-910612e77464/SKOLKOVO_SEDeC_International_Mobility_2019.pdf (дата обращения: 22.01.2022).

7. Crăciun D. National policies for higher education internationalization: A global comparative perspective // Curaj A., Deca L., Pricopie R. (Eds). European Higher Education Area: The Impact of Past and Future Policies. Springer, Cham, 2018. p. 95–106. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-77407-7_7

8. Ключарев Г.А., Неверов А.В. Проект «5-100»: некоторые промежуточные итоги // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1. С. 100–116. DOI: 10.22363/2313-2272-2018-18-1-100-116

9. Шибанова Е.Ю., Платонова Д.П., Лисюткин М.А. Проект 5-100: динамика и паттерны развития университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 3. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.025

10. Жданов П.А., Полихина Н.А., Сёма Е.Ю., Казимирчик Л.В., Тростянская И.Б., Барсуков А.А. Сетевой анализ степени интеграции вузов Проекта 5-100 в международное образовательное пространство // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. C. 155–167. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-155-167

11. Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. Вклад в Проект 5-100 национальных исследовательских и федеральных университетов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 30–45. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-30-45

12. 12 решений для нового образования. По материалам доклада ЦСР и ВШЭ о развитии образования до 2024 года // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики. URL: https://www.hse.ru/twelve/part10 (дата обращения: 22.01.2022).

13. Полихина Н.А., Тростянская И.Б., Гришакина Е.Г., Байков С.А. Проект 5-100: развитие системы высшего образования в России. М. : ФГАНУ «Социоцентр», 2020. 169 c. URL: https://www.5top100.ru/documents/library/134777/ (дата обращения: 22.01.2022).

14. Арсеньев Д.Г., Врублёвская М.В., Беляевская Е.А., Денисова В.A. Анализ эффективности инструментов и методов привлечения иностранных студентов на образовательные программы вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2016. №106 (6). С. 44–53. DOI: 10.15826/umj.2016.106.058

15. Бакуменко О.А. Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг // Аккредитация в образовании. 2018. № 7 (107). С. 12–19. URL: https://akvobr.ru/trudoustrojstvo_inostrannyh_studentov_atribut_pozicionirovaniya.html (дата обращения: 22.01.2022).

16. Влияние пандемии COVID-19 на сектор высшего образования и магистратуру: международный, национальный и институциональный ответ / Аржанова И.В., Барышникова М.Ю., Заварыкина Л.В., Нагорнов В.А., Перфильева О.В.; Благотворительный фонд В. Потанина, НФПК. М., 2020. 23 с. URL: https://ntf.ru/sites/default/files/Vliyanie%20pandemii%20COVID-19%20na%20sektor%20vysshego%20obrazovaniya%20i%20magistraturu.pdf (дата обращения: 22.01.2022).

17. Marinoni G., van’t Land H., Jensen T. The Impact of COVID-19 on Higher Education Around the World: IAU Global Survey Report. Giorgio International Association of Universities. 2020. 50 p. URL: https://www.iau-aiu.net/IMG/pdf/iau_covid19_and_he_survey_report_final_may_2020.pdf (дата обращения: 22.01.2022).

18. Jenkins R. The Generation Z Guide: The Complete Manual to Understand, Recruit, and Lead the Next Generation. Ryan Jenkins, LLC, 2019. 378 p. ISBN 0998891916

19. Seemiller C., Grace M. Generation Z: Educating and Engaging the Next Generation of Students // About Campus. 2017. Vol. 22. No. 3. P. 21–26. DOI:10.1002/abc.21293

20. Богачева Н.В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z» / Институт образования НИУ ВШЭ. М. : НИУ ВШЭ, 2019. 64 с. Сер.: Современная аналитика образования. № 1 (22). URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/408113365.pdf (дата обращения: 22.01.2022).

21. Бакуменко О.А. Международный digitalмаркетинг российских университетов: состояние и перспективы развития // РСМД – Российский совет по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-andcomments/analytics/mezhdunarodnyy-digitalmarketing-rossiyskikh-universitetov-sostoyaniei-perspektivy-razvitiya/ (дата обращения: 22.01.2022).

22. Сулейманова О.А., Щепилова А.В., Беклемешева Н.Н., Фомина М.А. Прагматическая адаптация контента сайта университета как средство мотивации адресата // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2: Языкознание. 2017. Т. 16. № 4. С. 137–149. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2017.4.12

23. Симакова С.И. Инструменты визуализации информации в СМИ: Таймлайн // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 4. С. 207–216. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30045976 (дата обращения: 22.01.2022).

24. Архипова Н.И., Гуриева М.Т. Современные тенденции развития цифрового маркетинга // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2018. № 1(11). С. 9–21. DOI: 10.28995/2073-6304-2018-1-9-21

25. Veletsianos G., Kimmons R., Shaw A., Pasquin L., Woodward S. Selective Openness, Branding, Broadcasting, and Promotion: Twitter Use in Canada’s Public Universities. Educational Media International. 2017. Vol. 54. No. 1. P. 1–19. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09523987.2017.1324363

26. Assimakopoulos C., Antoniadis I., Kayas O.G., Dvizac D. Effective Social Media Marketing Strategy: Facebook as an Opportunity for Universities. International Journal of Retail & Distribution Management. 2017. URL: https://e-space.mmu.ac.uk/618249/3/Effective%20social%20media.pdf (дата обращения: 22.01.2022).

27. Валединская Е.Н., Астафьева О.А., Бочарова Э.А. Специфика эффективного маркетинга в социальных сетях // Дискуссия: Журнал научных публикаций. 2017. № 6 (80). С. 22–26. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29431232 (дата обращения: 22.01.2022).


Рецензия

Просмотров: 1859


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)