Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

«Аксиологический разворот» в российском образовании: позиция субъективизма

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-4-113-127

Аннотация

Рефлексивные теоретизации по поводу состояния и перспектив развития отечественного образования отчётливо признают две тенденции его будущего – непрерывность и индивидуализацию. Кроме того, ясно артикулируется тенденция «аксиологического разворота» в смыслах образования как ценности и ценности самого образования. Современный плюрализм образовательных практик указывает на возможность индивида стать основным субъектом нового типа образовательного взаимодействия, основанного на самостоятельной институционализации. Имеет ли тенденция «аксиологического разворота» онтологические основания для санкционированной возможности свободного изменения субъектности индивида в образовательном пространстве на принципиально новых методологических основаниях? Или это продолжение методологической традиции аксиологического субъективизма? С целью поиска основ новой аксиологической традиции в образовательном пространстве разрабатывается теоретическая формализация категории «ценность образования» в историко-философской традиции, и результаты этой формализации проецируются на современное российское образование.

Об авторах

И. В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Яковлева Ирина Владимировна – канд. филос. наук, доцент, научный сотрудник Научного центра РАО

630126 г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



С. И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет
Россия

Черных Сергей Иванович – д-р филос. наук, доцент, завкафедрой истории и философии

630039 г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160



Т. С. Косенко
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Косенко Татьяна Сергеевна – канд. филос. наук, доцент, зам. руководителя Научного центра РАО

630126 г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Список литературы

1. Лотце Р.Г. Микрокосм. Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии. Душа / Пер. с нем. Е.Ф. Корша. М. : URSS: Либроком, 2012. 160 с. ISBN: 978-5-397-03029-8

2. Ницше Ф. О будущности наших образовательных учреждений (1871–1872) // Ницше Ф. Философская проза, стихотворения: Сборник, Минск : Попурри, 2000. С.177–185. ISBN: 985-438-378-4

3. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. М. : Республика, 1998. 410 с. ISBN: 5-250-02670-2

4. Хайдеггер М. Феноменология и трансцендентальная философия ценности. Киев : Cartel, 1996. 116 с. ISBN: 5-8238-0289-7

5. Шелер М. Избранные произведения. М. : Гнозис, 1994. 490 с. ISBN: 5-7333-0447-2

6. Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. Париж : Ymca-press, 1931. 136 с.

7. Гартман Н. Этика / Пер. с нем. А.Б. Глаголева, под ред. Ю.С. Медведева, Д.В. Скляднева. СПб. : Владимир Даль, 2002. 707 с. ISBN: 5-93615-016-Х

8. Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М. : Республика, 2003. 494 с. ISBN: 5-250-01849-1

9. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Пер. с нем., общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. М. : Прогресс. 1988. 704 с. ISBN 5-01-001035-6

10. Выжлецов Г.П. Онтологическая аксиология: истоки и современность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2017. Т. 33. Вып. 3. С. 275–281. DOI: 10.21638/11701/spbu17.2017.302

11. Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. Астрахань : АГУ, 2004. 279 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20066010 (дата обращения: 17.03.2022).

12. Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М. : РУДН, 2006. 457 с. ISBN: 5-209-01971-3

13. Ивин А.А. Современная аксиология: некоторые актуальные проблемы // Философский журнал. 2010. Т. № 1 (4). С. 66–78. URL: https://iphras.ru/page16794623.htm (дата обращения: 17.03.2022).

14. Огурцов А.П. Аксиологические модели в философии науки // Философские исследования. 1995. № 1. Аксиология и теория познания. С. 7–36.

15. Кирьякова А.В., Мосиенко Л.В., Ольховая Т.А. Аксиологические индикаторы качества образования в контексте Болонского процесса // Фундаментальные исследования. 2011. № 8–3. С. 519–523. URL: https://fundamentalresearch.ru/ru/article/view?id=28571 (дата обращения: 17.03.2022).

16. Ильинский И.М. Образовательная революция. М. : Московская гуманитарно-социальная академия, 2002. 592 с. URL: http://www.ilinskiy.ru/publications/sod/obrrev-sod.php(дата обращения: 17.03.2022).

17. Жаров В.К., Таратухина Ю.В. Феноменология кросс-культурного образования. М. : Янус-К, 2016. 136 с. ISSN: 978-5-8037-0692-2

18. Дзуцев Х.В. Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности: этносоциологический анализ. М. : ИСПИ РАН; Владикавказ: ИПЦ СОГУ, 2014. 316 с. ISBN: 978-5-8336-0843-2

19. Карпов А.О. Опыт философского осмысления современной научно-образовательной практики // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2005. № 1. С. 94–102. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11717105 (дата обращения: 17.03.2022).

20. Хуторской А.В. Принцип человекосообразности и его воплощение в целеполагании ученика // Вестник Института образования человека. 2011. № 2. С. 2–21. URL: http://xn--h1am1a.xn--p1ai/journal/2011/Eidos-Vestnik2011-209-Khutorskoy.pdf (дата обращения: 17.03.2022).

21. Бердяев Н.А. Дух и реальность. М. : АСТ; Харьков: Фолио, 2003. 680 с. ISBN: 5-17-019075-1

22. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 1. Язык. М., СПб. : Университетская книга, 2002. 272 с. ISBN: 5-7914-0023-3

23. Франк С.Л. Теория ценности Маркса и её значение. СПб. : Изд. М.И. Водовозовой, 1900. 382 с.

24. Вышеславцев Борис Петрович (1877–1954) // Философы России XIX–XX столетий. Биографии. Идеи. Труды. М., 1995. С. 124–125. ISBN: 5-212-00800-Х

25. Васильев В.В. Трудная проблема сознания. М. : Прогресс-Традиция, 2009. 272 с. ISBN: 978-5-89826-316-0

26. Майнонг А. Самоизложение / Пер. с нем. Р. Громова. М. : Дом интеллектуальной книги, 2003. 80 с. ISBN: 5-7333-0245-3

27. Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10. С. 129–143.

28. Шпенглер О. История и политика. Избранные произведения. СПб. : Владимир Даль, 2020. 536 с. ISBN: 978-5-93615-237-5

29. Тойнби А.Д. Роль личности в истории. М. : Астрель, 2012. 222 с. ISBN: 978-5-271-41624-8

30. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Пер. с нем. М. Левиной. М. : АСТ, 2020. 316 с. ISBN: 978-5-17-122819-4

31. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения: Пер. Н.Л. Поляковой // Thesis. 1996. No. 2, pp. 94-122. C. 5–29. URL: https://ecsocman.hse.ru/data/876/582/1217/2_2_1pars.pdf?ysclid= l116onf9jz (дата обращения: 17.03.2022).

32. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М. : Политиздат, 1967. 351 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006142467 (дата обращения: 17.03.2022).

33. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л. : Ленинградский ун-т, 1960. 152 с.

34. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997. 204 с.

35. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск : НГУ, 1998. 283 с. ISBN: 5-7615-0455-3

36. Булдаков С.К. Аксиология образования: смена ценностных оснований // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 3. С. 6–11. URL: https://vestnik-pip.ksu.edu.ru/archive-ru.html (дата обращения: 17.03.2022).

37. Лосев А.Ф. Исследования по философии и психологии мышления. М. : Мысль, 1999. 719 с. ISBN: 5-244-00859-5

38. Фомичева Т.В. Образовательные ценности: диалектика общего и особенного // Социальная политика и социология. 2013. Т. 2 (95). № 3. С. 138–154. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21360370 (дата обращения: 17.03.2022).

39. Столович Л.Н. Аксиологические течения в современной русской философии // Соловьевские исследования. 2011. № 4 (32). С. 7–27. URL: http://solovyov-studies.ispu.ru/taxonomy/term/11 (дата обращения: 17.03.2022).

40. Елизарова Г.В. Новому образованию новую систему образовательных ценностей // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 9 (83). С. 14–17. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/2/2010_9/elizarova_9_10_14_17.pdf (дата обращения: 17.03.2022).

41. Концева Н.П. Мировоззренческий статус студенческой молодёжи: анализ ценностных установок студентов университетов Сибирского федерального округа // Science Education Today. 2020. № 6. C. 101–119. DOI: 10.15293/2658-6762.2006.06

42. Unger M., Marsan G.A., Meissner D., Polt W. New challenges for universities in the knowledge triangle // The Journal of Technology Transfer. 2020. Vol. 45. Issue 2. Р. 806–819. DOI: 10.1007/s10961-018-9699-8

43. Gibbs P. The three goods of higher education; as education, in its educative, and in its institutional practices // Oxford Review of Education. 2019. Vol. 45. Issue 3. P. 405–416. DOI: 10.1080/03054985.2018.1552127

44. Unger M., Polt W. The Knowledge Triangle Between Research, Education and Innovation – A Conceptual Discussion // Foresight and STI Governance. 2017. Vol. 11. No. 2. Р. 10–26. DOI: 10.17323/2500-2597.2017.2.10.26

45. Gallego J.P. Metodología y contenido axiológico de los programas de educación en valores // Foro de Educación. 2016. Vol. 14. Issue 21. Р. 217–226. DOI: 10.14516/fde.2016.014.021.011

46. Stanciu M. Миф о пещере, или Воспитание ценностей. Скачок во времени, педагогическая аксиология (СIEA 2018) // Образование для ценностей: непрерывность и контекст: Пятая международная конференция по образованию взрослых (Iasi, Romania, 25–27 апреля 2018 г.). С. 285–291. DOI: 000455654000038

47. Борисов С.В. Аксиология образования: «Ищу человека!» // Философия образования. 2012. № 5 (44). С. 69–77. URL: http://www.phil-ed.ru/images/pdf/2012_5_44.pdf (дата обращения: 17.03.2022).


Рецензия

Просмотров: 726


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)