Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Фрактальные модели региональных университетских комплексов

Аннотация

Предлагается методология фракталов (самоподобных структур) для анализа и выбора продуктивных моделей развития университетских комплексов. В этой связи предложена классификация структур университетских комплексов по признаку фрактальности: подобию головной и филиальной организаций. Преимущества такой структуры обусловлены интеграцией различных уровней образования в линейных фракталах «колледж – университет» и «колледж – филиал»; вариативностью и адаптивностью разветвленных фракталов «головной вуз – филиалы»; ориентацией на саморазвитие подчиненных фракталов (филиалов). Установлено, что фрактальная университетская структура способствует экономической эффективности, самоорганизации, самовосстановлению, доступности и открытости непрерывного образования на территории региона, а также достижению университетского уровня подготовки обучающихся, формированию их конкурентного ресурса.

Об авторах

Изабелла Давидовна Белоновская
Оренбургский государственный университет
Россия


Владимир Владимирович Баранов
Оренбургский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Белан Е.П. Стратегии развития регионального университета как исследовательско-ориентированного вуза. Ростов н/Д: ПИ ЮФУ, 2007. 300 с.

2. Ковалевский В.П. Региональный многопрофильный университет: стратегия инновационного развития (Интервью с ректором ОГУ В.П. Ковалевским) // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 64–71.

3. Гапонцева М.Г., Федоров В.А., Гапонцев В.Л. Понятия геометрии фракталов как язык объектов педагогики и теории научного знания // Образование и наука. 2009. № 4. С. 6–22.

4. Русинов Р.К., Ядыкина Н.В., Сажина Т.Ю. Фрактальная модель образовательной среды (на примере вуза) // Материалы международной научно-практической конференции «Информационная среда вуза XXI века». 4–10 дек. 2012, Коупио (Финляндия). URL: http://it2012.petrsu.ru/ publication.php.

5. Юшин В.Н. Фракталы и фракталоподобные структуры в науке и образовании // Образование и общество. 2010. № 3. С. 72–75.

6. Ковалевский В.П., Белоновская И.Д. Профессиональное образование в Оренбургской области: состояние, проблемы, перспективы. М.: НИИВО, 2004. 280 с.

7. Шухман А.Е., Белоновская И.Д., Цветкова К.Е. Модель непрерывной многоуровневой подготовки специалистов для инновационных отраслей экономики // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2011. №2. С. 390–395.

8. Голенков В.А., Степанов Ю.С., Садков В.Г., Машегов П.Н. Стратегия инновационного развития регионов России и роль университетских комплексов в модернизации образования. М.: Машиностроение-1, 2002. 334 с.


Рецензия

Просмотров: 174


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)