№ 3 (2013)
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
3-10 140
Аннотация
В статье рассматриваются ключевые вопросы реформирования российской системы дополнительного профессионального образования. Что необходимо для перехода от государственного регулирования ДПО к рыночному и какой должна быть стратегия его развития в этих условиях? В чем проблемы нормативно-правового регулирования ДПО? Также рассмотрены организационно-методические вопросы обеспечения гарантий качества дополнительного профессионального образования и европейский опыт в этой сфере.
10-19 120
Аннотация
Основываясь на прогнозе ЮНЕСКО о приближающейся трансформации информационного общества (Information Society) в общество непрерывно обучающихся (Learning Society), в статье авторы рассматривают возможные направления поддержки высшего и послевузовского образования социальными медиа и сетевыми самоорганизующимися профессиональными сообществами.
20-27 171
Аннотация
В статье анализируются результаты мониторинга трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования в 2012 г. Представлены данные по следующим аспектам: территориальный срез – субъекты РФ и федеральные округа, укрупненные группы специальностей, виды экономической деятельности, уровни бизнеса и группы занятий.
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
28-36 182
Аннотация
Авторы исследуют роль образовательной системы в обеспечении эффективного научно-инновационного процесса в современной России, в том числе в аспекте перехода к экономике знаний. Обосновывается ключевая роль системы образования в организации взаимодействия науки и производства, в формировании инновационных производств и инновационной инфраструктуры. Система образования также рассматривается как организующий фактор систем управления знаниями.
37-44 136
Аннотация
В работе рассматривается модель инновационного взаимодействия университетского корпуса, высокотехнологичных компаний и венчурных организаций. Организуемая в форме консорциума экспертно-технологического типа, такая модель формирует процессы многоуровневого продвижения инновационных разработок, обеспечивает быструю технологизацию знаний и вывод инноваций на рынок.
ЮБИЛЕЙ
52-57 176
Аннотация
В статье идет речь о процессах, происходящих в современной культуре, об образовании, соответствующем современной культурной ситуации, о культурной миссии вузов творческой направленности. Рассматриваются ценностные основания современного образования, в том числе важнейшие из них – креативность и творчество, развитие которых позволяет формировать подлинного Человека Культуры.
57-62 161
Аннотация
В статье проанализирована история библиотечного образования на Дальнем Востоке в контексте организации и становления специализированной кафедры книговедения и библиотечно-информационной деятельности в Хабаровском государственном институте искусств и культуры. Особое внимание уделено вопросам научной, учебной, методической и профориентационной работы кафедры.
62-68 121
Аннотация
Статья посвящена истории становления дирижерско-хорового, народно-инструментального и эстрадного направлений в музыкальном образовании в Хабаровском государственном институте искусств и культуры. Рассматривается богатый музыкально-педагогический опыт вуза, в частности кафедр хорового дирижирования и народного хорового искусства и оркестрового дирижирования, народных, эстрадных и духовых инструментов, по подготовке высококвалифицированных специалистов для сферы культуры и искусства.
69-73 152
Аннотация
В статье дается характеристика деятельности старейших кафедр ХГИИК – кафедры режиссерского и актерского мастерства и кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников. Дается краткий экскурс в историю обеих кафедр, показано их влияние на современное развитие театрального искусства и культурную жизнь в Дальневосточном регионе.
74-79 120
Аннотация
В статье рассматривается история организации кафедры теории, истории музыки и инструментального исполнительства Хабаровского государственного института искусств и культуры. Дан обзор реализуемых на кафедре образовательных направлений подготовки в области музыкального искусства, определяются проблемы и перспективы дальнейшего развития кафедры в соответствии с культурной ситуацией в регионе.
79-82 158
Аннотация
Автор статьи предлагает анализ современной ситуации поликультурного образования на Дальнем Востоке России, которая складывается под геополитическим влиянием стран АТР. Важнейшим направлением регионального гуманитарного образования является подготовка культурологов – специалистов в области межкультурных коммуникаций.
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
83-88 150
Аннотация
Предлагается методология фракталов (самоподобных структур) для анализа и выбора продуктивных моделей развития университетских комплексов. В этой связи предложена классификация структур университетских комплексов по признаку фрактальности: подобию головной и филиальной организаций. Преимущества такой структуры обусловлены интеграцией различных уровней образования в линейных фракталах «колледж – университет» и «колледж – филиал»; вариативностью и адаптивностью разветвленных фракталов «головной вуз – филиалы»; ориентацией на саморазвитие подчиненных фракталов (филиалов). Установлено, что фрактальная университетская структура способствует экономической эффективности, самоорганизации, самовосстановлению, доступности и открытости непрерывного образования на территории региона, а также достижению университетского уровня подготовки обучающихся, формированию их конкурентного ресурса.
89-93 180
Аннотация
Современная эпоха цифровых технологий не только предъявляет высокие требования к содержанию студенческих научно-исследовательских работ, но и открывает возможности по созданию принципиально новых систем их учета и публикации. В статье обосновывается возможность и необходимость организации системы оценки индивидуальных достижений студентов в научно-исследовательской деятельности.
94-97 189
Аннотация
В статье рассматриваются основы построения педагогической системы адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе химического профиля. Описаны педагогические подходы и дидактические принципы системы адаптационного обучения первокурсников из числа этнической молодежи.
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
98-107 150
Аннотация
В статье рассматриваются динамика численности, приема студентов и выпуска специалистов по формам обучения, особенности государственных и негосударственных вузов в динамике студенческих контингентов разных форм обучения. Показана перспектива все большего распространения «заочников» среди специалистов с высшим образованием, вытекающая из наложения тенденций роста доли заочного обучения в вузах и роста доли студентов негосударственных вузов, где число «заочников» растет особенно интенсивно.
108-113 145
Аннотация
В статье предлагается видение системной модели управления качеством образования в вузе, основанной на использовании маркетингового подхода.
114-118 163
Аннотация
Рассматривается информированность студента как показатель уровня его культуры. Раскрываются средства, каналы, источники получения студентом информации, содержание информированности, взаимосвязь между уровнем информированности и успеваемостью студента.
119-123 149
Аннотация
В настоящее время наше общество нуждается в профессионалах, полностью реализующих свои возможности и способности. Перед системой образования стоит задача не только подготовки специалистов для сфер общественного и материального производства, но и оказания людям помощи в выборе профессии. Ситуация на рынке труда во многом зависит от того, насколько правильно в профессиональном плане сориентированы сегодняшние школьники, учащаяся молодежь. Одним из приоритетных направлений в решении этой задачи становится социальное партнерство образовательных учреждений и работодателей.
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
124-129 149
Аннотация
В статье представлено содержание принципа фальсифицируемости как критерия научности, сформулированного К. Поппером. Показано практическое значение этого критерия в подготовке диссертационного исследования.
129-136 178
Аннотация
Система подготовки студента-исследователя и молодого ученого с необходимостью должна включать в себя такой важный элемент, как развитие коммуникативных компетенций. В статье предложены решения по повышению уровня академической культуры, совершенствованию научной речи на русском и иностранном языках, а также по улучшению некоторых наукометрических показателей технического вуза.
136-142 391
Аннотация
Прошедшая на страницах журнала «Высшее образование в России» дискуссия по академическому письму анализируется с точки зрения терминологии, которой оперируют авторы для описания предмета обсуждения. Рассматривается происхождение термина и его место в концепции академической грамотности и в системе терминов, принятых в международных исследованиях и практике зарубежных университетов. Предлагается использовать в дальнейшей дискуссии единый понятийный аппарат, что облегчит взаимопонимание среди представителей различных дисциплин и привлечет к ней специалистов негуманитарного профиля и зарубежных экспертов. В статье подчеркивается важность концептуального единства при построении новых междисциплинарных программ, необходимых российским университетам.
EDUCATION ONLINE
Бесик Чохоевич Месхи,
Лариса Евгеньевна Пустовая,
Екатерина Михайловна Баян,
Оксана Борисовна Шарыгина
143-147 123
Аннотация
Дистанционное обучение иностранных студентов специальным дисциплинам является востребованной образовательной услугой в условиях глобализации информационного пространства. Авторы в качестве примера представляют учебно-информационные комплексы дисциплины «Методы и приборы контроля окружающей среды. Экологический мониторинг», организованные для студентов и магистрантов по направлению подготовки 280700 «Техносферная безопасность» и включающие информационный, содержательный, контрольный блоки и блок заданий.
148-155 206
Аннотация
В статье исследуется феномен возникновения, организации и проведения массовых открытых дистанционных курсов в сети Интернет. Автор рассматривает их основные виды, достоинства, недостатки и перспективы дальнейшего развития.
155-158 162
Аннотация
Статья посвящена новым разработкам в области информационно-коммуникационных технологий, которые внедрены в образовательный процесс при преподавании курса «Аналитическая химия».
ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)
ISSN 2072-0459 (Online)