Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Проблемы высшего образования: сопоставление тематики публикаций журнала (часть I)

Аннотация

Наша задача состояла в том, чтобы обнаружить специфические особенности социальной ситуации с российским образованием через определенный ресурс актуализации проблем. А именно, в сравнительных координатах рассматривается тематика двух полных массивов названий статей журнала «Высшее образование в России», относящихся к 2011 и к 2012 гг. Авторы – преимущественно преподаватели вузов, соответственно, значимые проблемы образования выявляются через представления этой категории работников высшей школы. Анализу материалов за 2011 г. было посвящено исследование «Изучение высшего образования на макроуровне» 1. В данной статье приводятся результаты сравнения двух годовых информационных массивов журнала «Высшее образование в России» с целью выявления значимых социальных характеристик отечественного образования. Выяснялось, насколько проблематика двух отдельных лет совпадает по фокусам внимания – и количественно, и качественно – и в чем, собственно, в итоге видятся авторам (а точнее – преподавательской аудитории) проблемы российского образования.Название публикации считается самой сжатой ее аннотацией, как правило, использующей ключевые слова. Анализируемые массивы содержат в сумме, соответственно по годам, 290 и 262 единичных названия публикаций.Работа с информационными массивами осуществлялась в среде компьютерной программы «ВЕГА», обеспечивающей создание баз данных, множество способов систематизации текстов, качественно-количественный их анализ. Использовались пермутационные и алфавитно-частотные словари. Помимо содержательной тематики массивов статей, изучалась также специфика совокупности авторов статей.В сумме в массивах использовалось 1728 и 1530 слов (при этом в каждом массиве содержалось соответственно 671 и 587 «уникальных» слов). Такое же количество предложений (1728 и 1530) содержалось в двух пермутационных словарях, предложения были сгруппированы в 671 и 587 кластеров, образованных по каждому «уникальному» слову массива.

Об авторе

Галина Иосифовна Саганенко
Социологический институт РАН
Россия


Список литературы

1. Саганенко Г.И. Наука и образование в российских макро- и микро-координатах // Социология науки и образования. 2013. Т. 4. №2. С. 90–104.

2. Саганенко Г.И. Изучение образовательной сферы на макроуровне (результаты одного контент-анализа) // Высшее образование в России. 2012. № 8/9. С. 81–89.

3. Каневский Е.А., Боярский К.К., Саганенко Г.И. Новые ресурсы качественных исследований // Социология: вчера, сегодня, завтра. Новые ракурсы. СПб.: Эйдос, 2011. С. 227–266.

4. Саганенко Г.И. Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования. Кн. 1: Обоснование и технологии социологических исследований, базированных на текстах. СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2004.

5. Саганенко Г.И., Гегер А.Э., Степанова Е.И. Потенциал рефлексивных методов в выявлении релевантных ценностей // Социология-4М. 2011. № 32. C. 75–103.

6. Саганенко Г.И. Актуальная реальность и история в учебной литературе: опыт контент-анализа // Пространство и время. 2011. № 4. 73–79.

7. Саганенко Г.И. Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования. Кн. 2. Прикладные технологии в социологическом изучении сферы образования. СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2005.

8. Есенина Е.Ю. «Терминотворчество» в российском профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 89–93.


Рецензия

Просмотров: 193


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)