Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

ПАТТЕРНЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЕ

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена исследованию влияния формальных и неформальных ограничений на деятельность преподавателя в отечественной системе высшего образования. Соответствующие паттерны поведения формируются не только регламентирующими документами учебного заведения, где работает преподаватель, но и социумом (взгляды и убеждения представителей среды, стереотипы поведения, мейнстрим в научном направлении). Проанализированы элементы давления со стороны администрации, в частности, вопросы моббинга и механизм обмена дарами, а также возможности оппортунистического поведения преподавателей. Особое внимание уделено факту повышения преподавательской нагрузки в вузе и инструментам распределения этого специфического ресурса внутри высшего учебного заведения. Преподаватель ставится в зависимые условия от неформальных требований учебного заведения, что в итоге не только формирует его поведение, но и оказывает воздействие на его взгляды и убеждения.

Об авторе

Екатерина Ивановна Трубникова
Самарский государственный экономический университет, Сызранский филиал
Россия


Список литературы

1. Ким И.Н. Профессиональная деятельность преподавателя российского вуза: сложившиеся стереотипы и необходимость перемен // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 39-47.

2. Бабинцев В.П. Бюрократизация регионального вуза // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 30-37.

3. Севастьянов Д.А, Гайнанова А.Р. Ценности образования: инверсия смыслов // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 43-48.

4. Егоршин А.П., Гуськова И.В. Высшее образование в России: достижения, проблемы, перспективы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 14-21.

5. Михайлов О.В. Феномен «ВАКовские журналы» в системе аттестации кадров высшей квалификации РФ // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 94-101.

6. Красинская Л.Ф. Преподаватель высшей школы: каким ему быть? // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 37-47.

7. Чернова Н. Ректора уволили по понятиям // Новая газета. 09.10.2015. URL: http:// www.novayagazeta.ru/socie ty/70267.html

8. Савицкая Н. Минобразования нашло новый способ заставить вузы объединяться // Независимая газета. 20.10.2015. URL: http://www.ng.ru/education/2015-10-20/ 8_university.html

9. Сенашенко В.С, Халин В.Г. Об эффективном контракте в высшей школе России // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 27-36.

10. Алавердов А.Р. Эволюция стратегических подходов к мотивации научно-педагогических работников // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 45-53.

11. Трубникова Е.И. Трансакционные издержки деятельности работника высшей школы // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 123-128.

12. Скавитин А.В. Проблема притеснений на рабочих местах // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 5. С.118-127.

13. Дружилов С.А. Психологический террор (моббинг) на кафедре вуза как форма профессиональных деструкций // Психологические исследования. 2011. № 3. С. 23-35.

14. Базаров Т.Ю. Управление конфликтами. Моббинг // Бизнес-образование: электронный журнал. 2006. 15 июня. URL: http:// www.ubo.ru/ articles/?cat=132&pub=1167.

15. Романова Н.П. Моббинг: учеб. пособие. Чита: Изд-во Читин. ун-та, 2007. 110 c.

16. Назарова И.Б. Контракт университета с преподавателем: права и обязанности // Образовательные технологии. 2014. № 3. С. 69-77.

17. Курбатова М.В, Левин С.Н. Эффективный контракт в системе высшего образования РФ: теоретические подходы и особенности институционального проектирования // Журнал институциональных исследований. 2013. Т. 5 № 1. С. 55-80.

18. Назарова И.Б. Вызовы для российских университетов и преподавателей // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. C. 61-68.

19. Бессонова О. Интегрально-институциональная парадигма цивилизационного развития // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. XI. № 2. С.15-32.

20. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Stanford University Press, 1962. Т. 2. 291 c.


Просмотров: 51


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)