Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 1 (2016)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

7-21 39
Аннотация
В статье приводится обоснование области профессиональной деятельности выпускников программы бакалавриата по предпринимательству, объектов профессиональной деятельности выпускников, успешно освоивших программу бакалавриата, видов профессиональной деятельности выпускников программы бакалавриата по предпринимательству, профессиональных задач, к решению которых эти выпускники были бы готовы. Рассматриваются система и структура компетенций, которые необходимо сформировать у студентов в процессе обучения для успешного занятия предпринимательством на профессиональной основе. Дается обоснование модели обучения предпринимательству в бакалавриате.
22-33 43
Аннотация
В статье обсуждаются вопросы формирования, внедрения и дальнейшего развития предпринимательского образования в современном университете. На основании анализа эмпирических данных делается вывод о сравнительно низкой степени вовлеченности молодёжи в предпринимательскую активность в стране. Не в последнюю очередь такое положение связано с недостаточно эффективными программами предпринимательского образования, которые реализуются в системах среднего и высшего профессионального образования. Продемонстрированы возможности создания непрерывной, многоуровневой системы образования в области предпринимательства, которая формирует необходимые общекультурные и профессиональные компетенции. Сделан вывод о том,, что важнейшим условием становления новой генерации предпринимателей в России является преимущественное формирование «мягких» навыков, причем с обеспечением преемственности на всех уровнях образования. Утверждается, что эффективное формирование достаточных предпринимательских компетенций возможно в рамках применения новых образовательных политик и инновационных образовательных технологий, в частности системы мейджоров и майноров. Статья адресована руководителям вузов и организаторам обучения предпринимательству.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

34-42 38
Аннотация
В статье проанализированы результаты исследований, проведенных в 2004-2015 гг. в ходе отбора студентов на дополнительную программу элитного технического образования (ЭТО) в Томском политехническом университете. Авторами разработана система входного контроля по психолого-педагогическим критериям, прогнозирующим успешность обучения студентов по естественнонаучным дисциплинам и математике как фундаментальной основе инженерного изобретательства. В статье дается обзор личных и профессиональных компетенций, которые развиваются у студентов в процессе обучения по траектории элитного технического образования, представлен результат сравнения с процессом развития компетенций у студентов, обучающихся по базовой образовательной программе. Авторами показан комплексный подход в обучении бакалавров на основе инженерного изобретательства в рамках программы ЭТО.
43-52 94
Аннотация
В статье выделены три подхода к пониманию структуры компетенции как предмета оценки; раскрыты основные проблемы, с которыми сталкивается преподаватель вуза при оценке компетенций (выявление соответствия между конкретными темами дисциплины и составляющими компетенции; согласование деятельности преподавателей разных дисциплин в процессе формирования и оценки компетенций и др.); показаны роль и место различных средств диагностики и оценки компетенций; определены тенденции развития форм и методов оценки компетенций.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

53-62 31
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, цель которого -количественно описать состояние системы высшего образования в Москве и Московской области по ряду характеристик. Приведены количественные характеристики системы высшего образования этих субъектов, такие как статус, специфика деятельности и ведомственная принадлежность организаций высшего образования. Проанализировано территориальное расположение организаций высшего образования в Московской области, распределение приведённого контингента студентов по организациям разного типа и по областям образования, а также реорганизация и ликвидация организаций высшего образования Москвы и Московской области. Исследование проводилось на основе данных Мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, проведённого в 2015 г. Результаты исследования, представленные в статье, могут быть интересны для исследователей и аналитиков в области образования, поскольку содержат переработанные и агрегированные количественные данные о ряде характеристик деятельности вузов и филиалов, расположенных в Москве и Московской области.
63-68 19
Аннотация
Проведен анализ мониторинга эффективности деятельности вузов с позиций оценки его целевой ориентации. Показано, что результаты мониторинга могут быть эффективно использованы для выявления точек роста в высшем образовании, а не только в качестве инструмента оптимизации системы образования.
69-74 15
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые конструктивно-критические аспекты ежегодного мониторинга эффективности образовательных организаций и использования принятых критериев оценки их деятельности. Отмечается усиление бюрократизации и увеличение документооборота в работе вузов, что не только снижает экономическую эффективность и качество их функционирования, но и влияет на психологическую атмосферу в преподавательском сообществе, на мотивацию и интерес к учебе у студентов. В формате дискуссии автор констатирует негативные изменения в преподавательской и студенческой ментальности и субъектности в ходе перманентной трансформации современного высшего образования.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

75-86 44
Аннотация
В статье представлен обзор действующих и вновь созданных центров академического письма при российских университетах. Автор проводит сравнительный анализ деятельности этих центров с точки зрения эффективности выполняемых ими задач и делает выводы о целесообразности открытия центров письма с учетом международного и отечественного опыта и целевой аудитории, отдавая предпочтение научно-педагогическим кадрам, междисциплинарному подходу и межвузовскому сотрудничеству.
87-94 81
Аннотация
В статье описаны трудности, с которыми учащиеся встречаются при овладении иноязычной письменной речью в курсе английского языка для академических целей в контексте специфики курса. Проанализированы методические подходы к обучению иноязычной письменной речи, выявлены их сильные и слабые стороны, рассмотрена возможность использования заданий, свойственных данным подходам, в курсе академического письма для преодоления описанных трудностей. Приведены примеры, иллюстрирующие, как задания могут комбинироваться при написании эссе и аннотации.

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ

95-104 51
Аннотация
Статья посвящена исследованию влияния формальных и неформальных ограничений на деятельность преподавателя в отечественной системе высшего образования. Соответствующие паттерны поведения формируются не только регламентирующими документами учебного заведения, где работает преподаватель, но и социумом (взгляды и убеждения представителей среды, стереотипы поведения, мейнстрим в научном направлении). Проанализированы элементы давления со стороны администрации, в частности, вопросы моббинга и механизм обмена дарами, а также возможности оппортунистического поведения преподавателей. Особое внимание уделено факту повышения преподавательской нагрузки в вузе и инструментам распределения этого специфического ресурса внутри высшего учебного заведения. Преподаватель ставится в зависимые условия от неформальных требований учебного заведения, что в итоге не только формирует его поведение, но и оказывает воздействие на его взгляды и убеждения.
105-112 45
Аннотация
Статья имеет целью сформулировать одно из условий решения задачи повышения эффективности деятельности российских университетов. Избыточная аудиторная нагрузка ППС, сдерживающая развитие университетов, может быть радикально уменьшена при переходе российских университетов к общемировой практике преимущественно самостоятельного освоения знаний студентами, управляемого и контролируемого преподавателями. Предлагаемый подход разрушает устоявшийся в отечественной высшей школе стереотип, неизбежно связывающий давно назревшее снижение аудиторной нагрузки преподавателей с увеличением штата ППС и снижением соотношения «студент/преподаватель ».

ЮБИЛЕЙ

114-120 17
Аннотация
Статья посвящена проблеме построения системы взаимовыгодного, конструктивного и долговременного взаимодействия вуза с социальными партнерами в лице потенциальных работодателей (образовательных учреждений), учебных заведений (средних профессиональных, высших, повышения квалификации и переподготовки ), органов власти и иных организаций в целях консолидации усилий для эффективной подготовки педагогических кадров и устойчивого развития педагогического образования в регионе.
121-125 19
Аннотация
Статья посвящена развитию университета во всех сферах его деятельности на современном этапе. Особое внимание уделяется основной миссии вуза -подготовке педагогических кадров для Амурского региона.
126-130 11
Аннотация
В материалах статьи представлены методологические основания разработки системы методической поддержки бакалавра педагогического образования на этапе послевузовской самостоятельной профессиональной деятельности.
130-135 22
Аннотация
Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки воспитателей в связи с реализацией в последние годы важных законодательных документов в системе дошкольного образования. Анализируются профессионально важные качества педагогических работников, обосновывается востребованность коммуникативно-рефлексивных способностей будущего воспитателя. Обращается внимание на то, что подготовка специалистов в области дошкольного образования должна осуществляться в вузах с учетом уникальности периода дошкольного возраста и задач, стоящих перед системой отечественного образования. Обсуждается вопрос обновления методологических оснований процесса профессиональной подготовки кадров для детских садов на основе субъектного, рефлексивного, деятельностного, феноменологического, герменевтического, экзистенциального и др. подходов.
136-140 15
Аннотация
В статье представлена структура профессиональной подготовки будущих учителей к развитию пространственного мышления учащихся, описаны некоторые особенности организации психолого-педагогической подготовки студентов на базовом, повышенном и творческом уровнях с использованием интерактивных форм деятельности.
141-146 16
Аннотация
В статье рассматривается проблема повышения уровня работоспособности учителей-предметников средствами физической культуры и спорта. Представлены исследования, раскрывающие специфику деятельности учителя общеобразовательной школы в аспекте профессиографического анализа, позволяющие целенаправленно применять различные виды физических нагрузок.
147-154 17
Аннотация
В данной статье представлены результаты проведенного автором исследования особенностей научно-педагогической деятельности выпускников Профессорского института, созданного в первой четверти XIX века при Дерптском императорском университете. Система подготовки профессоров новой формации в этом Институте рассматривается автором как научно-педагогическая школа. На основе анализа профессиональной деятельности выпускников Профессорского института автор приходит к выводу о том, что в ней нашли отражение представления о назначении и образе профессора российского университета, сформированные в атмосфере научно-педагогической школы Профессорского института. В преподавании разных учебных дисциплин, в осуществлении исследований в разных научных областях выпускников Профессорского института объединяло наличие энциклопедических научных знаний, лекторское мастерство, владение эффективными методами преподавания своей науки, приемами приобщения к ней студентов и развития у них интереса к научно-педагогической деятельности. Это подтверждает их принадлежность к одной научно-педагогической школе. Обращение к истории подготовки профессоров российских университетов в XIX веке позволяет выявить не только проблемы, которые являются актуальными в период современного реформирования высшей школы, но и опыт их решения.

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

155-157 40
Аннотация
В статье рассмотрены образовательные технологии, которые целесообразно использовать в учебном процессе высшей школы: активизация деятельности обучающихся на основе схемных и знаковых моделей, блочно-модульная подача материала, укрупнение дидактических единиц, информационные технологии обучения, майнд-менеджмент. Они позволяют анализировать любой объём информации, быстро принимать взвешенные решения для достижения поставленной цели, презентовать результат просто и наглядно.
157-159 55
Аннотация
При подготовке специалиста в вузе важное значение придается формированию у обучающегося информационной компетенции, способности самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать профессиональную информацию. Представлен опыт Уральского государственного медицинского университета по формированию информационной компетенции у студентов-медиков, включающий использование электронных учебных пособий.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)