Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Выбор специальности обучения: прямой и непрямой эффект семейных факторов

Аннотация

В статье проанализированы взаимосвязи между семейными характеристиками, мотивацией и выбором специальности обучения у студентов 4-го курса Татарстана и Ярославской области, обучающихся на четырех специальностях: педагогической, экономической, инженерно-технической и гуманитарной. Результаты показывают, что студенты из семей с разными образовательными и материальными ресурсами выбирают разные специальности обучения и по-разному обосновывают свой выбор. Студенты с высокими материальными ресурсами предпочитают экономическую специальность и редко выбирают гуманитарную или педагогическую специальности. В результате факторного анализа мотивов, которыми студенты объясняют свой выбор специальности, получено три фактора: интерес, работа и легкость обучения или поступления. Студенты из семей с высокими образовательными и материальными ресурсами чаще при выборе специальности руководствуются мотивами будущей работы или интереса и реже мотивами легкости обучения или поступления. При этом мотивация может изменить эффект семейных характеристик: уменьшить или усилить его.

Об авторе

Юлия Владимировна Кузьмина
Институт образования, НИУ Высшая школа экономики
Россия


Список литературы

1. Werfhorst H., Sullivan A., Cheung S.Y. Social Class, Ability and Choice of Subject in Secondary and Tertiary Education in Britain // British Educational Research Journal. 2003. Vol. 29. N 1. P. 41–62.

2. Goyette K., Mullen A. Who Studies the Arts and Sciences? Social Background and the Choice and Consequences of Undergraduate Field of Study// The Journal of Higher Education. 2006. Vol. 77. N. 3. P. 497–538.

3. Davis-Kean P.E. The Influence of Parent Education and Family Income on Child Achievement: The Indirect Role of Parent Expectations and the Home Environment // Journal of Family Psychology. 2005. N. 19. P. 294–304.

4. Собкин В.С., Ткаченко О.В., Федюнина А.В. Студент педагогического вуза: отношение к образованию и профессиональные планы // Вопросы образования. 2005. № 1. С. 304–320.

5. García-Aracil A., Gabaldón D., Mora J.-S., Vila J.E. The Relationship between Life Goals and Fields of Study among Young European Graduates // Higher Education. 2007. № 53. Р. 843–865.

6. Chevalier A., Harmon C., O’Sullivan V. The Impact of Parental Income and Education on the Schooling of their Children // Lancaster University Management School Working Paper, 2010/036. URL: http://eprints.lancs.ac.uk/49018/1/Document.pdf

7. Sewell W.H., Shah V.P. Parents’ education and children’s educational aspirations and achievements // American Sociological. Review. 1968. № 33.

8. Behrman J.R., Rosenzweig M.R. Does increasing women’s schooling raise the schooling of the next generation? //American Economic Review. 2002. №. 92(1).

9. Corrup S.E., Ganzeboom H.B.G., & Lippe T.V.D. Do mothers matter? A comparison of models of the influence of mother’s and father’s education and occupational status on children’s educational attainment // Quality and Quantity. 2002. № 36 (1). Р. 1–42.


Рецензия

Просмотров: 211


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)