Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 10 (2013)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ 

3-13 189
Аннотация
Предметом рассмотрения являются системы оценки академических успехов и результатов обучения студентов. Сопоставление различных систем оценивания проводится на основе анализа их эффективности как инструмента контроля и оценки результатов обучения в процессе выполнения ими нормативной, информативно-диагностической и контрольно-поощрительной функций.
13-19 138
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы практического внедрения уровневого инженерного образования, предложения по его фундаментализации, вопросы подготовки специалистов на уровне повышения квалификации с участием производства, вопросы формирования новой версии ФГОС.
19-27 164
Аннотация
В настоящей статье предлагается подход к оценке эффективности деятельности вуза с позиции трудоустройства выпускников. Эмпирическая основа – показатели мониторинга трудоустройства выпускников, проведенного Минобрнауки России. Предлагается рассчитывать эффективность деятельности вуза с позиции трудоустройства выпускников с учетом спроса и предложения на рынке труда.

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ 

28-34 128
Аннотация
Статья отражает авторский взгляд на деятельность преподавателя высшей школы. Предметом анализа и рефлексии стала собственная работа в вузе. В статье раскрывается интегративный характер деятельности вузовского преподавателя, который, помимо преподавания, ведет исследовательскую работу, осуществляет научное руководство и консультирование, является членом различных советов и редколлегий, занимается научным рецензированием и, заботясь о собственной публикационной активности и индексе цитирования, пишет научные статьи, монографии, учебные и методические пособия. Многие виды его деятельности неочевидны и подчас незаметны. Поэтому в статье использована метафора «невидимая лаборатория труда». Настроенность размышлений автора связана с некоторой неопределённостью роли преподавателя вуза в сложных процессах модернизации высшего образования, с возможной утратой «событийности индивидуальности», неповторимости личности.
34-38 182
Аннотация
Специфика педагогического высшего образования проявляется как в организации процесса обучения в педагогическом вузе, так и в особенностях образовательной среды вуза, характере взаимодействия «преподаватель – студент», в специфике результата обучения, статуса преподавателей, менталитета студентов, в особенностях рефлексии. В условиях реорганизации педагогических вузов главная задача – сохранение сложившихся традиций, выражающих эту специфичность.
39-44 156
Аннотация
Экономическая история, прежде неотъемлемая составляющая образовательных программ подготовки экономистов, ныне фактически исчезла из учебных планов вузов в силу «избыточности» в них истории. Стратегии поддержания ее дисциплинарного статуса должны быть направлены на обоснование интеллектуальной самостоятельности экономической истории уже как области экономической науки.

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА 

46-54 98
Аннотация
В статье проводится мысль о том, что профессиональное образование является стратегическим приоритетом и катализатором развития региона в сложных социально-демографических условиях. Только глубокие инновационные трансформации в области образования и ориентация на сотрудничество университета с властными структурами, бизнесом, академиями наук и вузами могут в современных условиях обеспечить устойчивое развитие.
54-62 138
Аннотация
В статье анализируются объективные факторы, обусловливающие необходимость формирования новой модели профессионального образования в условиях становления экономики, основанной на знаниях. Такой моделью должна стать система непрерывного образования. Раскрывается социально-экономический механизм трансформации образовательной системы в постиндустриальную эпоху. Представлен опыт вуза по формированию новой образовательной модели, направленной на создание предпринимательского инновационного университета, способного готовить конкурентоспособных выпускников.
63-69 145
Аннотация
Представлены основные тенденции и формы интернационализации высшего образования. На примере Новосибирского государственного университета экономики и управления показаны особенности проектирования и разработки модели международного образования, которая позволяет реализовывать различные инновационные образовательные технологии (франчайзинг, программы двойного диплома и др.) Показаны перспективы модели как инструмента формирования профессиональных сетей НГУЭУ с зарубежными вузами-партнерами.
69-77 151
Аннотация
В статье показано, что в настоящее время снижается качество владения языком, что проявляется в разрушении языкового кода и в обезличивании коммуникации. Исторический опыт показывает, что национальный язык обогащается и развивается при серьезном государственном к нему отношении.
77-82 210
Аннотация
Статья посвящена истории введения в российское законодательство квалификационного требования о необходимости для судей высшего юридического образования. Анализ нормативных актов осуществлен в сочетании с кратким рассмотрением вопроса о развитии в России XVIII–XX вв. юридического образования. Приведены выборочные данные об образовательном уровне российских судей за 1851–1990 гг.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ 

83-90 201
Аннотация
Рассмотрены основные недостатки традиционного обучения управлению проектами. Показано, что овладение методологией и методикой управления проектами даже на начальном уровне возможно только в процессе выполнения реальных проектов в командах. Изложена методика организации занятий и оценки индивидуального вклада при командной работе.
90-97 202
Аннотация
Работа посвящена вопросу определения основных направлений информатизации языкового образования. В ней автор: а) обозначает предпосылки информатизации образования, б) выделяет основные направления информатизации языкового образования, в) рассматривает перспективы развития данных направлений.
97-103 153
Аннотация
При подготовке специалистов в области спортивного менеджмента важное значение должен занимать учебный курс футболометрии – дисциплины, опирающейся на статистику, эконометрику, анализ данных и компьютерные технологии. Футболометрия позволяет выделить и количественно описать закономерности футбольной игры, объективно оценить потенциал отдельных игроков и команд, выработать стратегии совершенствования их игры. В статье рассматриваются конкретные примеры использования футболометрических моделей, причины отставания этой отрасли науки и образования в нашей стране, вырабатываемые компетенции студентов, изучающих эту дисциплину.
103-109 156
Аннотация
Обосновано разделение понятий учебного комплекта для студентов отдельного направления и учебно-методического комплекса кафедры. Рассмотрено содержание имеющихся комплексов по химии. Проведен анализ причин отсутствия комплексов и сформулированы условия его разработки. Предложены цель и концептуальная основа комплекса. Описаны структура и содержание комплекса по общей и неорганической химии, разработанного в Томском политехническом университете, показаны направления его развития.

КРУГОЗОР 

110-116 182
Аннотация
Автор размышляет о судьбе российской науки в свете сегодняшних реформ, о требованиях приведения ее в соответствие с отечественной традицией, о науке и псевдонауке, о «естественниках» и «гуманитариях», о значимости национального языка для развития науки.
117-124 200
Аннотация
В центре исследования стоит вопрос, как повлияла духовная и светская цензура на становление форм и стилей русской философии, литературы и публицистики в XIX в. Подобно проблеме сексуальности для Фуко, цензура стала для России своеобразным диспозитивом, в котором выразились парадоксальные отношения, установившиеся в российском обществе между индивидуальностью, дискурсом, истиной и принуждением. Анализу этого диспозитива и посвящена статья.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

125-133 154
Аннотация
В связи с важностью проблемы становления и развития студента как исследователя на всех уровнях обучения в вузе в статье раскрывается важность не только практической, но и потенциальной готовности студента к исследовательской деятельности. Для этого уточняется значение и содержание введенного термина «исследовательский потенциал» как важнейшей предпосылки успешности научной подготовки и эффективности исследовательской деятельности. Изучение студента в позиции исследователя ведется с учетом профиля его научной подготовки и активности, а также личностных особенностей, которые влияют на успешность исследовательской деятельности. Сравнивается исследовательский потенциал бакалавров, магистрантов, аспирантов и молодых преподавателей. Эмпирическая основа статьи – материалы изучения исследовательского потенциала и степени его реализации у студентов и молодых преподавателей разных вузов.
133-140 184
Аннотация
В статье проанализированы взаимосвязи между семейными характеристиками, мотивацией и выбором специальности обучения у студентов 4-го курса Татарстана и Ярославской области, обучающихся на четырех специальностях: педагогической, экономической, инженерно-технической и гуманитарной. Результаты показывают, что студенты из семей с разными образовательными и материальными ресурсами выбирают разные специальности обучения и по-разному обосновывают свой выбор. Студенты с высокими материальными ресурсами предпочитают экономическую специальность и редко выбирают гуманитарную или педагогическую специальности. В результате факторного анализа мотивов, которыми студенты объясняют свой выбор специальности, получено три фактора: интерес, работа и легкость обучения или поступления. Студенты из семей с высокими образовательными и материальными ресурсами чаще при выборе специальности руководствуются мотивами будущей работы или интереса и реже мотивами легкости обучения или поступления. При этом мотивация может изменить эффект семейных характеристик: уменьшить или усилить его.

В ПОМОЩЬ СОИСКАТЕЛЮ 

141-151 133
Аннотация
В статье описываются основные принципы проведения экспериментальных исследований в сфере образования с целью оценки эффективности образовательных практик и нововведений. Эксперимент рассматривается как метод, обладающий преимуществами при определении причинно-следственных связей между независимыми и зависимыми переменными. Особое внимание в статье уделено описанию угроз валидности эксперимента, а также демонстрации конкретных примеров экспериментальных исследований и их критике.
151-156 154
Аннотация
Обосновывается тезис о необходимости операциональной переориентации «классического» курса «Философия и история науки», придания ему практико-ориентированного характера. Выделены ключевые функции курса в рамках образовательной программы аспирантуры по техническим специальностям. Предложены способы отбора и интерпретации учебного материала, направленные на реализацию компетентностного подхода к организации учебного процесса в аспирантуре как третьем уровне высшего образования.

157-159 113
Аннотация
Статья посвящена вопросам изучения студенческой семьи. Приведены данные обследования семейных пар, обучающихся на факультете фундаментального медицинского образования. Сделан вывод, что студенческая семья обладает потенциальной способностью к успешному функционированию при условии близости идейно-нравственных характеристик супругов.
159-161 163
Аннотация
Эмпирическая основа статьи – материалы проведенного исследования факторов производственной и эргономической среды химического факультета Алтайского государственного университета. Полученные данные могут использоваться при организации рабочих мест преподавателей, способствуя предотвращению ряда заболеваний, повышению эффективности их профессиональной деятельности.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)