№ 10 (2013)
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
3-13 189
Аннотация
Предметом рассмотрения являются системы оценки академических успехов и результатов обучения студентов. Сопоставление различных систем оценивания проводится на основе анализа их эффективности как инструмента контроля и оценки результатов обучения в процессе выполнения ими нормативной, информативно-диагностической и контрольно-поощрительной функций.
13-19 138
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы практического внедрения уровневого инженерного образования, предложения по его фундаментализации, вопросы подготовки специалистов на уровне повышения квалификации с участием производства, вопросы формирования новой версии ФГОС.
19-27 164
Аннотация
В настоящей статье предлагается подход к оценке эффективности деятельности вуза с позиции трудоустройства выпускников. Эмпирическая основа – показатели мониторинга трудоустройства выпускников, проведенного Минобрнауки России. Предлагается рассчитывать эффективность деятельности вуза с позиции трудоустройства выпускников с учетом спроса и предложения на рынке труда.
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
28-34 128
Аннотация
Статья отражает авторский взгляд на деятельность преподавателя высшей школы. Предметом анализа и рефлексии стала собственная работа в вузе. В статье раскрывается интегративный характер деятельности вузовского преподавателя, который, помимо преподавания, ведет исследовательскую работу, осуществляет научное руководство и консультирование, является членом различных советов и редколлегий, занимается научным рецензированием и, заботясь о собственной публикационной активности и индексе цитирования, пишет научные статьи, монографии, учебные и методические пособия. Многие виды его деятельности неочевидны и подчас незаметны. Поэтому в статье использована метафора «невидимая лаборатория труда». Настроенность размышлений автора связана с некоторой неопределённостью роли преподавателя вуза в сложных процессах модернизации высшего образования, с возможной утратой «событийности индивидуальности», неповторимости личности.
34-38 182
Аннотация
Специфика педагогического высшего образования проявляется как в организации процесса обучения в педагогическом вузе, так и в особенностях образовательной среды вуза, характере взаимодействия «преподаватель – студент», в специфике результата обучения, статуса преподавателей, менталитета студентов, в особенностях рефлексии. В условиях реорганизации педагогических вузов главная задача – сохранение сложившихся традиций, выражающих эту специфичность.
39-44 156
Аннотация
Экономическая история, прежде неотъемлемая составляющая образовательных программ подготовки экономистов, ныне фактически исчезла из учебных планов вузов в силу «избыточности» в них истории. Стратегии поддержания ее дисциплинарного статуса должны быть направлены на обоснование интеллектуальной самостоятельности экономической истории уже как области экономической науки.
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
46-54 98
Аннотация
В статье проводится мысль о том, что профессиональное образование является стратегическим приоритетом и катализатором развития региона в сложных социально-демографических условиях. Только глубокие инновационные трансформации в области образования и ориентация на сотрудничество университета с властными структурами, бизнесом, академиями наук и вузами могут в современных условиях обеспечить устойчивое развитие.
54-62 138
Аннотация
В статье анализируются объективные факторы, обусловливающие необходимость формирования новой модели профессионального образования в условиях становления экономики, основанной на знаниях. Такой моделью должна стать система непрерывного образования. Раскрывается социально-экономический механизм трансформации образовательной системы в постиндустриальную эпоху. Представлен опыт вуза по формированию новой образовательной модели, направленной на создание предпринимательского инновационного университета, способного готовить конкурентоспособных выпускников.
63-69 145
Аннотация
Представлены основные тенденции и формы интернационализации высшего образования. На примере Новосибирского государственного университета экономики и управления показаны особенности проектирования и разработки модели международного образования, которая позволяет реализовывать различные инновационные образовательные технологии (франчайзинг, программы двойного диплома и др.) Показаны перспективы модели как инструмента формирования профессиональных сетей НГУЭУ с зарубежными вузами-партнерами.
69-77 151
Аннотация
В статье показано, что в настоящее время снижается качество владения языком, что проявляется в разрушении языкового кода и в обезличивании коммуникации. Исторический опыт показывает, что национальный язык обогащается и развивается при серьезном государственном к нему отношении.
77-82 210
Аннотация
Статья посвящена истории введения в российское законодательство квалификационного требования о необходимости для судей высшего юридического образования. Анализ нормативных актов осуществлен в сочетании с кратким рассмотрением вопроса о развитии в России XVIII–XX вв. юридического образования. Приведены выборочные данные об образовательном уровне российских судей за 1851–1990 гг.
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
83-90 201
Аннотация
Рассмотрены основные недостатки традиционного обучения управлению проектами. Показано, что овладение методологией и методикой управления проектами даже на начальном уровне возможно только в процессе выполнения реальных проектов в командах. Изложена методика организации занятий и оценки индивидуального вклада при командной работе.
90-97 202
Аннотация
Работа посвящена вопросу определения основных направлений информатизации языкового образования. В ней автор: а) обозначает предпосылки информатизации образования, б) выделяет основные направления информатизации языкового образования, в) рассматривает перспективы развития данных направлений.
97-103 153
Аннотация
При подготовке специалистов в области спортивного менеджмента важное значение должен занимать учебный курс футболометрии – дисциплины, опирающейся на статистику, эконометрику, анализ данных и компьютерные технологии. Футболометрия позволяет выделить и количественно описать закономерности футбольной игры, объективно оценить потенциал отдельных игроков и команд, выработать стратегии совершенствования их игры. В статье рассматриваются конкретные примеры использования футболометрических моделей, причины отставания этой отрасли науки и образования в нашей стране, вырабатываемые компетенции студентов, изучающих эту дисциплину.
103-109 156
Аннотация
Обосновано разделение понятий учебного комплекта для студентов отдельного направления и учебно-методического комплекса кафедры. Рассмотрено содержание имеющихся комплексов по химии. Проведен анализ причин отсутствия комплексов и сформулированы условия его разработки. Предложены цель и концептуальная основа комплекса. Описаны структура и содержание комплекса по общей и неорганической химии, разработанного в Томском политехническом университете, показаны направления его развития.
КРУГОЗОР
110-116 182
Аннотация
Автор размышляет о судьбе российской науки в свете сегодняшних реформ, о требованиях приведения ее в соответствие с отечественной традицией, о науке и псевдонауке, о «естественниках» и «гуманитариях», о значимости национального языка для развития науки.
117-124 200
Аннотация
В центре исследования стоит вопрос, как повлияла духовная и светская цензура на становление форм и стилей русской философии, литературы и публицистики в XIX в. Подобно проблеме сексуальности для Фуко, цензура стала для России своеобразным диспозитивом, в котором выразились парадоксальные отношения, установившиеся в российском обществе между индивидуальностью, дискурсом, истиной и принуждением. Анализу этого диспозитива и посвящена статья.
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
125-133 154
Аннотация
В связи с важностью проблемы становления и развития студента как исследователя на всех уровнях обучения в вузе в статье раскрывается важность не только практической, но и потенциальной готовности студента к исследовательской деятельности. Для этого уточняется значение и содержание введенного термина «исследовательский потенциал» как важнейшей предпосылки успешности научной подготовки и эффективности исследовательской деятельности. Изучение студента в позиции исследователя ведется с учетом профиля его научной подготовки и активности, а также личностных особенностей, которые влияют на успешность исследовательской деятельности. Сравнивается исследовательский потенциал бакалавров, магистрантов, аспирантов и молодых преподавателей. Эмпирическая основа статьи – материалы изучения исследовательского потенциала и степени его реализации у студентов и молодых преподавателей разных вузов.
133-140 184
Аннотация
В статье проанализированы взаимосвязи между семейными характеристиками, мотивацией и выбором специальности обучения у студентов 4-го курса Татарстана и Ярославской области, обучающихся на четырех специальностях: педагогической, экономической, инженерно-технической и гуманитарной. Результаты показывают, что студенты из семей с разными образовательными и материальными ресурсами выбирают разные специальности обучения и по-разному обосновывают свой выбор. Студенты с высокими материальными ресурсами предпочитают экономическую специальность и редко выбирают гуманитарную или педагогическую специальности. В результате факторного анализа мотивов, которыми студенты объясняют свой выбор специальности, получено три фактора: интерес, работа и легкость обучения или поступления. Студенты из семей с высокими образовательными и материальными ресурсами чаще при выборе специальности руководствуются мотивами будущей работы или интереса и реже мотивами легкости обучения или поступления. При этом мотивация может изменить эффект семейных характеристик: уменьшить или усилить его.
В ПОМОЩЬ СОИСКАТЕЛЮ
141-151 133
Аннотация
В статье описываются основные принципы проведения экспериментальных исследований в сфере образования с целью оценки эффективности образовательных практик и нововведений. Эксперимент рассматривается как метод, обладающий преимуществами при определении причинно-следственных связей между независимыми и зависимыми переменными. Особое внимание в статье уделено описанию угроз валидности эксперимента, а также демонстрации конкретных примеров экспериментальных исследований и их критике.
151-156 154
Аннотация
Обосновывается тезис о необходимости операциональной переориентации «классического» курса «Философия и история науки», придания ему практико-ориентированного характера. Выделены ключевые функции курса в рамках образовательной программы аспирантуры по техническим специальностям. Предложены способы отбора и интерпретации учебного материала, направленные на реализацию компетентностного подхода к организации учебного процесса в аспирантуре как третьем уровне высшего образования.
-
157-159 113
Аннотация
Статья посвящена вопросам изучения студенческой семьи. Приведены данные обследования семейных пар, обучающихся на факультете фундаментального медицинского образования. Сделан вывод, что студенческая семья обладает потенциальной способностью к успешному функционированию при условии близости идейно-нравственных характеристик супругов.
159-161 163
Аннотация
Эмпирическая основа статьи – материалы проведенного исследования факторов производственной и эргономической среды химического факультета Алтайского государственного университета. Полученные данные могут использоваться при организации рабочих мест преподавателей, способствуя предотвращению ряда заболеваний, повышению эффективности их профессиональной деятельности.
ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)
ISSN 2072-0459 (Online)