Проблемы взаимодействия образовательной организации и организаций-работодателей в сфере культуры: опыт исследования
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-136-151
Аннотация
В статье приведены результаты исследования, проведённого в 2021 г. в Челябинском государственном институте культуры с целью оценки организациями-работодателями уровня подготовки выпускников вуза, требований профессиональной сферы к набору компетенций работников культуры и определения форм и направлений участия работодателей в образовательном процессе. Исследование свидетельствует о сравнительно высокой оценке результатов образовательной системы (подготовки выпускника), наличии сформированных представлений о личностных характеристиках, универсальных и профессиональных компетенциях работника культуры. При этом выявлена доминирующая ориентация на краткосрочные, локальные (по масштабам, интенсивности, реализуемым задачам) направления и формы взаимодействия вуза и региональной сферы культуры. Выбор средств подобных взаимообменов не предполагает долгосрочных целей стратегического характера, осуществления задач воспроизводства кадрового потенциала, интеграции учреждений культуры в образовательный процесс, организации совместных научно-исследовательских, художественно-творческих, социокультурных проектов. Потенциал взаимодействия сфер культурной деятельности и профессионального образования становится фактором сохранения и развития региональной системы культуры, социокультурной трансформации соответствующих территорий.
Об авторах
А. В. ШтолерРоссия
Штолер Андрей Владимирович – канд. пед. наук, доцент
454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а
Н. Н. Штолер
Россия
Штолер Наталья Николаевна – канд. пед. наук, начальник учебно-методического управления
454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а
К. Л. Япринцева
Россия
Япринцева Кира Львовна – канд. культурологии, доцент
454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а
Список литературы
1. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. М. : ГУ ВШЭ, 2011. 240 с. ISBN: 978-5-7598-1997-4
2. Кларк Б.Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стади и концепций. М. : ГУ ВШЭ, 2011. 312 с. ISBN: 978-5-7598-0854-1
3. Бондаренко Н.В. Работодатели и система высшего образования // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 174–182. DOI: 10.17323/1814-9545-2013-1-174-182
4. Бондаренко Н.В. Характер взаимодействия российских компаний и системы высшего образования глазами работодателей // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 162–175. DOI: 10.17323/1814-9545-2014-1-162-175
5. Терлыга А.Ф. Университеты как пространство инноваций Уральского региона // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 6 (112). С. 138–141. DOI: 10.15826/umpa.2017.06.082
6. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Университеты, которые могут изменить себя и макрорегион // Россия реформирующаяся: Ежегодник. Вып. 16 / Отв. ред. М.К. Горшков. М. : Новый хронограф, 2018. С. 373–392. DOI: 10.19181/ezheg.2018.16
7. Пыткин А.Н., Волков В.И. Исследование факторов влияния на процесс взаимодействия образовательных организаций и работодателей // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2015. № 4 (27). С. 113–122. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25028928 (дата обращения: 29.05.2022).
8. Шуклина Е.А. Вузы и стейкхолдеры: к проблеме институционального доверия // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 2(65). С. 21–33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43949788 (дата обращения: 29.05.2022).
9. Шуклина Е.А., Певная М.В. Предприятия и вузы региона: формы сетевых взаимодействий в оценках экспертов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 3. С. 86–99. DOI: 10.15826/umpa.2018.03.029
10. Шуклина Е.А., Певная М.В. Высшее образование и институт работодателей: проблемы эффективности межинституциональных взаимодействий // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23. № 1 (159). С. 155–163. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28990530 (дата обращения: 29.05.2022).
11. Московская А.А. Должно ли высшее образование соответствовать спросу на рынке труда? // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 75–84. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/292/242 (дата обращения: 29.05.2022).
12. Богуславский М.В., Ладыжец Н.С., Неборский Е.В., Санникова О.В. Роль и место регионального университета в системе подготовки кадров в оценках работодателей // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 45–56. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-45-56
13. Залевская А.А. Профессионально-квалификационный потенциал молодёжи ростовской области в оценках работодателей (по материалам экспертного опроса) // Вестник ЮжноРоссийского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2021. Т. 14. № 4. С. 45–52. DOI: 10.17213/2075-2067-2021-4-45-52
14. Корчагина Е.В., Швецова О.А. Решение проблемы трудоустройства выпускников вузов: повышение степени участия работодателей в образовательном процессе // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. 2018. Т. 1. С. 151–153. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36743612 (дата обращения: 29.05.2022).
15. Родина Г.Е., Болховитина Е.Н., Угарова Ю.В., Таран И.Г. Проблемный анализ эффективности подготовки и трудоустройства выпускников вузов в контексте опросов работодателей Алтайского края // Вестник алтайской науки. 2014. № 1(19). С. 66–73. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21778163 (дата обращения: 29.05.2022).
16. Морозова М.В., Захарова АА., Лизунков В.Г. Успешное партнёрство основных стейкхолдеров процесса «образование – трудоустройство» в условиях моногорода // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 1(41). С. 79–88. URL: http://www.profobr42.ru/Archives/1(41)2021.pdf (дата обращения: 29.05.2022).
17. Мотовилов О.В. Формирование системы взаимоотношений между вузом и работодателями // Высшее образование в России. 2016. № 11. С. 17–27. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/877 (дата обращения: 29.05.2022).
18. Шабанов Г.А. Участие работодателей в образовательном процессе вуза // Мир образования – образование в мире. 2018. № 4 (72). С. 98–105. URL: https://www.mpsu.ru/upload/iblock/72e/72ec00835006d582f1821e665a53 bc86.pdf (дата обращения: 29.05.2022).
19. Опфер Е.А. Модель управления качеством образовательного процесса в вузе на основе учёта требований работодателей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 2-1(32-1). С. 190–195. URL: https://journal.tltsu.ru/rus/index.php/Vectorscience/article/view/308 (дата обращения: 29.05.2022).
20. Опфер Е.А. Мониторинг требований работодателей как средство управления качеством образовательного процесса в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 10 (85). С. 89–94. URL: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/85/89-94.pdf (дата обращения: 29.05.2022).
21. Ермакова Ж.А., Никулина Ю.Н. Качество образования в оценке ключевых партнёров университета // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 129–141. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-129-141
22. Руднева Л.Н. Взаимодействие работодателей и образовательных организаций в условиях перехода на профессиональные стандарты // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 11. С. 146–151. DOI: 10.17513/vaael.802
23. Музычук В.Ю. Провалы государства в сфере культуры: науч. доклад. М. : Ин-т экономики РАН, 2019. 58 с. URL: https://inecon.org/docs/2019/publications/Muzychuk_paper_2019.pdf (дата обращения: 29.05.2022).
24. Долгорукова И.В. Организация конструктивного взаимодействия системы высшего образования и современных организаций в подготовке квалифицированных специалистов // Социальная политика и социология. 2014. Т. 2. № 4. С. 163–172. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22936083 (дата обращения: 29.05.2022).
25. Фомичева Т.В. Образовательные ценности: диалектика общего и особенного // Социальная политика и социология. 2013. № 3-2 (95). С. 138–154. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21360370 (дата обращения: 29.05.2022).
26. Блохинская А.В., Леонов А.К., Дудко А.Н. Анализ профессионального имиджа социолога: региональная специфика (на основе опроса работодателей) // Теория и практика общественного развития. 2021. № 8. С. 21–26. DOI: 10.24158/tipor.2021.8.2
27. Лопатина Н.В. Педагогические стратегии участия работодателей в образовательном процессе: на примере библиотечно-информационного образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 5 (91). С. 162–171. DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10518
28. Белоцерковский А.В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 26–31. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/215 (дата обращения: 29.05.2022).
29. Будзинская О.В., Шейнбаум В.С. Семь лет спустя (концептуальные предложения по поводу формирующейся системы квалификаций) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 5. С. 84–93. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-5-84-93
30. Мишин И.Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++ // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 66–75. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1345?locale=ru_RU (дата обращения: 29.05.2022).
31. Сенашенко В.С. Образовательная модель – важный фактор влияния на сопряжение системы высшего образования и сферы труда // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 9–20. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-4-9-20
32. Петровский А.М., Абрамов О.Н., Ваганова О.И. Технологии социального партнёрства в образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 137–140. DOI: 10.26140/bgz3-2019-0804-0028
33. Тумашева О.В. Социально-профессиональное партнёрство в подготовке педагогических кадров: региональные практики // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 81– 90. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-81-90
34. Атлас новых профессий 3.0 / Под ред.: Д. Варламовой, Д. Судакова. М. : Альпина Паблишер, 2020. 456 с. ISBN: 978-5-907274-10-5