Кадры высшей научной квалификации по педагогическим наукам: ретроспективный анализ 2011–2020 гг.
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-11-30-46
Аннотация
Педагогические науки в российской системе подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации занимают значимое место. За период с 2011 по 2020 гг. по педагогическим наукам было защищено около 10 тыс. диссертаций, что составляет 6,5% от общего числа защит в рамках всей системы аттестации. Тематика диссертационных работ должна соответствовать вызовам современного общества и быть направлена на актуальные проблемы воспитания молодёжи. Целью работы является сводный анализ (как количественный, так и тематический) результатов подготовки кандидатов и докторов по педагогическим наукам на ретроспективном десятилетнем периоде (2011–2020 гг.) действия Номенклатуры научных специальностей 2009, включающий выявление мейнстримов в тематике диссертационных исследований и количественную оценку реализации приоритетных педагогических направлений исследований в диссертационных работах.
Результаты анализа выявили сокращение количества защит диссертаций по педагогическим наукам, старение состава членов диссертационных советов, малое количество молодых докторов наук. Тематический анализ диссертаций показал, что исследования отвечают вызовам современного общества. Наибольшее количество диссертаций было посвящено различным вопросам сферы высшего образования по сравнению с другими уровнями образования. Среди учебных дисциплин наибольшую популярность в тематике диссертационных исследований завоевали иностранный язык, математика, русский язык и информатика. Тематические мейнстримы включают формирование профессиональных и коммуникационных компетенций.
Об авторах
Л. В. ЩеголеваРоссия
Щеголева Людмила Владимировна – д-р техн. наук, доцент
Researcher ID: F-4064-2016
185910, г. Петрозаводск, просп. Ленина, 33
С. И. Пахомов
Россия
Пахомов Сергей Иванович – д-р хим. наук, проф.
Researcher ID: AAE-3841-2019
115409, г. Москва, Каширское ш., 31
В. А. Гуртов
Россия
Гуртов Валерий Алексеевич – д-р физ.-мат. наук, проф.
Researcher ID: D-5286-2015
185910, г. Петрозаводск, просп. Ленина, 33
Список литературы
1. Баранов В.Н., Шустин Б.Н. Обзор тематики диссертаций в сфере физической культуры, спорта и туризма, защищённых в 2009 году // Вестник спортивной науки. 2010. № 2. С. 3. EDN OKDDDB.
2. Барабаш О.А. Ретроспективный анализ научных исследований в области физической культуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья (1980–2012) // Адаптивная физическая культура. 2013. № 3 (55). С. 8–10. EDN RCBNLZ.
3. Бухарова Г.Д. О повышении качества диссертационных исследований по педагогике: из опыта работы // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2010. № 8 (76). С. 129–143. EDN NCTEXX.
4. Барышников Н.В. Пути повышения качества диссертаций по педагогическим и психологическим наукам // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 65–70. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/3638 (дата обращения: 12.04.2022).
5. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Шатилов А.Б., Парма Р.В. Параметры и векторы развития педагогической аспирантуры в России и в мире: результаты глобального исследования ведущих университетов // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 24–41. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-24-41
6. Лельчицкий И.Д., Пурышева Н.С., Тряпицына А.П. Диссертационные исследования по педагогическим наукам: анализ тематики // Педагогика. 2017. № 3. С. 37–48. EDN YIUCJL.
7. Шкунов В.Н. Докторские диссертации по педагогическим наукам в период пандемии: 2020 год // Заметки учёного. 2021. № 3-1. С. 474– 481. EDN EWWCFL.
8. Rodgríguez C.L., Mula-Falcó J., Segovia J.D., Cruz-González C. The effects of COVID-19 on science education: A thematic review of international research // Journal of Turkish Science Education. 2021. No. 18 (Special Issue). P. 26–45. DOI: 10.36681/tused.2021.70
9. Байкова Л.А., Богомолова Е.В., Еременко Т.В. Актуальные педагогические проблемы современного образования в России. Рязань : Концепция, 2018. 160 с. ISBN: 978-5-4464-0129-1
10. Смирнов И.П. Педагогическая наука России: истории – много, стратегии – нет // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 3. С. 154–174. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-3-154-174
11. Yan J.X., Pan J., Wang H. Beyond the Landscape “of Light”: A Review of Pedagogical Research Articles in Meta (2000–2014) // Research on Translator and Interpreter Training: A Collective Volume of Bibliometric Reviews and Empirical Studies on Learners New Frontiers in Translation Studies. Singapore : Springer, 2018. P. 77–98. DOI: 10.1007/978-981-10-6958-1_5
12. Belge Can H. Pedagojik alan bilgisi çalişmalarinin derlenmesi: fen bilimleri eğitimi örneği [ Review of Pedagogical Content Knowledge Studies: The Case of Science Education] // Milli Eğitim Dergisi. 2019. Vol. 48. No. 224. P. 353–380. URL: https://dergipark.org.tr/tr/pub/milliegitim/issue/50252/649388 (дата обращения: 12.04.2022).
13. Пахомов С.И., Гуртов В.А., Щеголева Л.В. Согласование систем подготовки и аттестации кандидатов наук // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 41–50. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-41-50
14. Пахомов С.И., Гуртов В.А, Стасевич А.В., Щеголева Л.В. Подготовка и аттестация кадров высшей научной квалификации из числа граждан иностранных государств // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5 (117). С. 43–53. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.048
15. Бережная Ю.Н., Гуртов В.А. Аспирантура в новых реалиях // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3. С. 57–65.
16. Гуртов В.А., Щеголева Л.В., Пахомов С.И. Прогнозная оценка численности докторов и кандидатов наук в России // Инженерные технологии и системы. 2019. Т. 29. № 4. С. 510–528. DOI: 10.15507/2658-4123.029.201904.510-528