Роль магистратуры в системе подготовки академических кадров
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-11-47-62
Аннотация
В условиях борьбы вузов за академическое лидерство, измеряемое успехами в развитии науки, остро встаёт необходимость поддержки и развития научных школ. Одна из мер поддержки – воспроизводство научных кадров. Традиционно эта проблема рассматривается в рамках исследований аспирантуры. Но исследования мотивов поступления в магистратуру показывают, что уже на этапе второй ступени высшего образования большинство студентов готовы выбрать (и выбирают) академический трек. Таким образом, академический трек фактически начинается задолго до поступления в аспирантуру, а значит, для тех, кто планирует строить академическую карьеру, магистратура должна включать возможность получить исследовательские компетенции. Встраивание магистратуры в академический трек будущего учёного позволяет рассматривать её как одну из ступеней подготовки будущих научных кадров. В статье представлены результаты опроса магистрантов российских вузов о мотивах поступления и выбора академического трека в магистратуре, данные о формировании академической составляющей учебной траектории и научной активности магистрантов в связке с их профессиональными планами. Сделаны выводы о том, что у студентов нет возможности выстроить индивидуальный академический трек внутри «гибридных» магистратур, а таких магистратур – большинство. Российская магистратура слабо вовлекает потенциальных исследователей в научные исследования во всех типах вузов, включая НИУ. Учёба в аспирантуре всё больше рассматривается магистрантами как профессиональное развитие, без планов построить академическую карьеру в науке и образовании.
Ключевые слова
Об авторах
А. В. ГармоноваРоссия
Гармонова Анна Владимировна – канд. полит. наук, доцент Департамента образовательных программ Института образования, директор Центра университетского партнёрства
Researcher ID: T-1371-2017
1011000, Москва, Покровский б-р, 11
Е. А. Опфер
Россия
Опфер Евгения Анатольевна – канд. пед. наук, науч. сотрудник проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования
Researcher ID: S-1925-2016
1011000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10
Д. В. Щеглова
Россия
Щеглова Дарья Владимировна – канд. полит. наук, науч. сотрудник проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования
Researcher ID: B-8013-2018
1011000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10
Список литературы
1. Гармонова А.В. Щеглова Д.В. Эффект Path dependence российской магистратуры: ценностный вызов и потенциал модернизации высшего образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 3. С. 16–20. EDN PSHHAO.
2. Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22 (5). С. 54–66. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.049
3. Райчук Д.Ю., Минина Н.В. О позиционировании аспирантуры в структуре высшего образования // Высшее образование в России. 2016. № 4 (200). С. 33–41. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/406 (дата обращения: 09.07.2022).
4. Макарова С.Н., Резник С.Д. Магистранты российского университета: социальное поведение и качество обучения // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. С. 9–21. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-11-9-21
5. Нефедова А.И., Дьяченко Е.Л. Реформа аспирантуры в России в зеркале глобальных трендов // Мир России. 2019. Т. 28. № 4. С. 92–111. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-4-92-111
6. Терентьев Е.А., Рыбаков Н.В., Бедный Б.И. Зачем сегодня идут в аспирантуру. Типологизация мотивов российских аспирантов // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 40–69. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-40-69
7. Караваева Е.В., Костенко О.А., Маландин В.В., Мосичева И.А. Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре как базовый инструмент укрепления кадрового потенциала российской науки // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 9–23. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-9-23
8. Yudkevich M.M., Altbach P. G., De Wit H., Rudakov V. (2020). Doctoral Education Worldwide: Key Trends and Realities // Trends and Issues in Doctoral Education: A Global Perspective / M.M. Yudkevich, P.G. Altbach, H. De Wit (Eds). SAGE Studies in Higher Education. Ch. 19. P. 467–490. URL: https://uk.sagepub.com/en-gb/eur/trends-and-issues-in-doctoral-education/book273960 (дата обращения: 09.07.2022).
9. Красинская А.Ф., Климова А.С. Аспирантура в ожидании перемен: насколько к ним готовы аспиранты и их научные руководители? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 24–36. DOI: l0.31992/0869-3617-2020-29-3-24-36
10. Adelman C. The Bologna Process for U.S. Eyes: Re-learning Higher Education in the Age of Convergence. Washington, DC : Institute for Higher Education Policy, 2009. URL: https://www.immagic.com/eLibrary/ARCHIVES/GENERAL/IHEP_US/I090402A.pdf (дата обращения: 09.07.2022).
11. Brøgger K. The ghosts of higher education reform: On the organizational processes surrounding policy borrowing // Globalisation, Societies and Education. 2014. No. 12 (4). P. 520–541. DOI: 10.1080/14767724.2014.901905
12. Калачикова О.Н., Акимова К.К. Управление магистратурой в условиях трансформации университета // Университетское управление: практика и анализ. 2018. №1 (113). С. 6–15. DOI: 10.15826/umpa.2018.01.001
13. Ким И.Н., Лисиенко С.В. О роли магистратуры в стратегическом развитии вуза // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 23–28. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/3925 (дата обращения: 09.07.2022).