Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Как оценивать студенческие предпринимательские проекты? Мировой опыт и рекомендации для российской практики

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-11-122-140

Аннотация

Оценка качества обучения предпринимательству и соответствующих образовательных результатов признаётся одной из наиболее острых проблем для высшего образования. В частности, стоит задача выработки такой системы оценки студенческих предпринимательских проектов, которая помогла бы не только решать учебные задачи, но и стимулировать появление новых рыночных компаний, чего пока не наблюдается в достаточной мере. Для решения этой задачи полезно обратиться к современным авторитетным международным рейтингам в области оценки стартапов. Анализ соответствующего опыта позволит выработать новые и уточнить существующие критерии оценки предпринимательских проектов студентов. В настоящей статье предлагаются результаты такого рода работы: предложен ряд новых для образовательной практики финансовых и нефинансовых критериев, актуальных для оценки студенческих инициатив с учётом их специфики.

Об авторах

П. С. Сорокин
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Сорокин Павел Сергеевич – канд. социол. наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования, Центр развития навыков и профессионального образования, Институт образования

101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10



Е. В. Морозова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Морозова Екатерина Владимировна – ведущий эксперт, Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования, Центр развития навыков и профессионального образования, Институт образования

101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10



Д. Павлюк
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Павлюк Дарья – стажёр-исследователь, Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования, Центр развития навыков и профессионального образования, Институт образования

101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10



Т. Д. Редько
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Редько Тимофей Дмитриевич – стажёр-исследователь, Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования, Центр развития навыков и профессионального образования, Институт образования

101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10



Список литературы

1. Nabi G., Liñán F., Fayolle A., Norris Krueger N., Walmsley A. The impact of entrepreneurship education in higher education: A systematic review and research agend // Academy of Management Learning & Education. 2017. Vol. 16. No. 2. P. 277–299. DOI: 10.5465/amle.2015.0026

2. Сорокин П.С., Повалко А.Б., Черненко С.Е. Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами? М. : НИУ ВШЭ, 2020. 48 с. Сер.: Современная аналитика образования. 2020. Т. 9. № 39. URL: https://publications.hse.ru/books/380038688 (дата обращения: 17.08.2022).

3. Shao Q.-G., Liou J.J.H., Weng S.-S., Su P. Constructing an entrepreneurship project evaluation system using a hybrid model // Journal of Business Economics and Management. 2020. Vol. 21. No. 5. P. 1329–1349. DOI: 10.3846/jbem.2020.13165

4. Santisteban J., Mauricio D. Systematic literature review of critical success factors of Information Technology startups // Academy of Entrepreneurship Journal. 2017. Vol. 23. No. 1. P. 1–23. URL: https://www.abacademies.org/articles/systematic-literature-review-of-critical-success-factors-of-information-technology-startups-6638.html (дата обращения: 17.08.2022).

5. Makai A.L. Startup ecosystem rankings // Hungarian statistical review. 2021. Vol. 4. No. 2. P. 70–74. DOI: 10.35618/hsr2021.02.en070

6. Takao K. Support for research and development type startups overseas. Center for Research and Development Strategy, Japan Science and Technology Agency, 2018. 188 p. URL: https://www.jst.go.jp/crds/pdf/en/CRDS-FY2017-OR-01_EN.pdf (дата обращения: 17.08.2022).

7. Scott E.L., Shu P., Lubynsky R.M. Are “better” Ideas More Likely to Succeed? : An Empirical Analysis of Startup Evaluation // Harvard Business School. 2015. No. 16-013. URL: https://www.hbs.edu/ris/Publication%20Files/16-013_41f3750a-9d54-49be-a8f4-51a6489d514e.pdf (дата обращения: 17.08.2022).

8. Ko C.-R., An J.-I. Success factors of student startups in Korea: From employment measures to market success // Asian Journal of Innovation and Policy. 2019. Vol. 8. No. 1. P. 97–121. DOI: 10.7545/ajip.2019.8.1.097

9. Meseri O., Maital S. A survey analysis of university-technology transfer in Israel: Evaluation of projects and determinants of success // The Journal of Technology Transfer. 2001. Vol. 26. No. 1 P. 115–125. DOI: 10.1023/A:1007844530539

10. Olokundun M., Dishon G.J., Ibidunni A.S., Ogbari M. Empathy and University Students’ Business Startups: The Moderating Role of Experiential Learning // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8. No. 12. P. 6415–6428. DOI: 10.13189/ujer.2020.081207

11. Dellermann D., Lipusch N., Ebel P., Popp K.M., Leimeister J.M. Finding the unicorn: Predicting early stage startup success through a hybrid intelligence method // International Conference on Information Systems (ICIS). 2017. P. 13. URL: https://arxiv.org/ftp/arxiv/papers/2105/2105.03360.pdf (дата обращения: 17.08.2022).

12. Chhabra M., Dana L.-P., Malik S., Chaudhary N.S. Entrepreneurship education and training in Indian higher education institutions: A suggested framework // Education + Training. 2021. Vol. 63. No. 7-8. P. 1154–1174. DOI: 10.1108/ET-10-2020-0310

13. Huang-Saad A.Y., Morton C.S., Libarkin J.C. Entrepreneurship assessment in higher education: A research review for engineering education researchers // Journal of Engineering Education. 2018. Vol. 107. No. 2. P. 263–290. DOI: 10.1002/jee.20197

14. Bouwma-Gearhart J., Lenhart C., Carter R., Mundorff K., Cho H., Knoch J. Inclusively recognizing faculty innovation and entrepreneurship impact within promotion and tenure considerations // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2021. Vol. 7. No. 3. P. 1–28. DOI: 10.3390/joitmc7030182

15. Gedeon S. What is entrepreneurship? // Entrepreneurial practice review. 2010. Vol. 1. No. 3. P. 16–35. URL: https://www.academia.edu/35644718/What_is_Entrepreneurship (дата обращения: 17.08.2022).

16. Кузьмин И.А. Методика экономической оценки стартапов // Московский экономический журнал. 2021. Т. 3. C. 486–494. DOI: 10.24412/2413-046Х-2021-10159

17. Бейзеров Н.А. Методика оценки стартапов на начальных этапах становления // Инновации и инвестиции. 2017. № 4. C. 22–25. EDN GWLWIH.

18. Шайлиева М.М. Маркетинговые аспекты эффективности студенческого стартапа // Маркетинг и логистика. 2020. Т. 5. № 31. C. 87–91. URL: https://marklog.ru/marketingovye-aspekty-jeffektivnosti-studencheskogo-startapa/ (дата обращения: 17.08.2022).

19. Красностанова М.В. Социометрические показатели в оценке стартапов // Мир экономики и управления. 2018. Т. 18. № 2. C. 132–152. DOI: 10.25205/2542-0429-2018-18-2-132-152

20. Родин Е.Н., Дмитриев А.Н. Создание многокритериальной модели оценки качества стартапов // Российское предпринимательство. 2014. № 3 (249). C. 128–135. URL: https://creativeconomy.ru/lib/8481 (дата обращения: 17.08.2022).

21. Алисултанова Э.Д., Тасуев У.Р., Юсупова Р.В. Системы оценки студенческих стартапов на основе технологий нейронных сетей // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2022. Т. 18. № 1. C. 183–192. DOI: 10.25559/SITITO.18.202201.183-192


Рецензия

Просмотров: 616


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)