Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

О ГРАНИЦАХ ПРИМЕНИМОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

В статье рассматриваются социокультурные препятствия к внедрению компетентностного подхода в российском высшем образовании. Они вызваны внесистемным происхождением понятия «competence», которое служит скорее стоимостной категорией на рынке трудовых ресурсов, а потому не является конструктивным параметром на этапах, по крайней мере, промежуточных аттестаций в вузе. Попытка использования западноевропейских дескрипторов (в рамках Болонского процесса) в России оказалась неэффективной ввиду существенных диспропорций в системах образования, имеющих разные цивилизационные корни. С педагогической точки зрения очередное (как и в экспериментах 1920-х годов) смешение «деятельности » и «обучения» - это дидактический нигилизм, а не «компетентностная парадигма». Сфера применимости компетентностного подхода в отечественных условиях должна быть ограничена лишь несколькими специализациями с ярко выраженной «исполнительской » спецификой, а для большинства профилей образования не должна выходить за рамки итоговой аттестации и предшествующей ей производственной практики либо интернатуры.

Об авторе

Олег Рашидович Каюмов
филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре
Россия


Список литературы

1. McClelland D. C. Testing for competence rather than for «intelligence» // American Psychologist. 1973. Vol. 28. P. 1-14.

2. Садовничий В.А. Высшая школа России: традиции и современность: Доклад на VII съезде Российского союза ректоров // Alma mater (Вестник высшей школы). 2002. № 12. С. 7-13.

3. Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев И.С. Методика преподавания в высшей школе. М.: Юрайт, 2013. 315 с.

4. Каюмов О.Р. К вопросу об уместности компетентностной доминанты в обучении математике // Вестник Елецкого госуниверситета им. И.А. Бунина. 2011. Вып. 28. Серия «Педагогика». С. 4-10.

5. Донских О.А. Дело о компетентностном подходе // Высшее образование в России.2013. № 5. С. 36-45.

6. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический подход) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 21-26.

7. Колягин Ю.М. Русская школа и математическое образование: наша гордость и наша боль. М.: Просвещение, 2001. 318 с.


Рецензия

Просмотров: 524


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)