Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 4 (2016)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-16 26
Аннотация
В статье обсуждаются вопросы стратегии и тактики управления первичным развитием молодых преподавателей, пришедших на постоянную работу в образовательную организацию высшего образования. Формулируются возникающие здесь проблемы, определяются функции инстанций и должностных лиц, участвующих в рассматриваемом процессе. Особое внимание уделяется роли персональных кураторов из числа наиболее опытных профессоров кафедр. Предлагаются контрольно-оценочные процедуры, позволяющие подтвердить факт успешного завершения адаптации преподавателя.
17-32 41
Аннотация
В статье приведены результаты анализа и оценки степени актуальности CDIO Syllabus для проектирования уровневых программ инженерного образования (бакалавриат, магистратура и аспирантура по техническим направлениям). Анализ основан на сопоставлении планируемых результатов обучения, представленных в CDIO Syllabus v2, и требований к подготовке специалистов различного уровня к комплексной, инновационной и исследовательской инженерной деятельности. Требования определены с учетом ФГОС ВО и критериев профессионально-общественной аккредитации АИОР, согласованных c международными стандартами. Использованы результаты экспертизы разделов CDIO Syllabus v2 слушателями сетевой программы повышения квалификации руководителей и преподавателей вузов России и стран СНГ «Применение концепции CDIO в инженерном образовании».
33-41 59
Аннотация
В законе «Об образовании в Российской Федерации» аспирантура определена как программа третьего уровня высшего образования. В настоящей статье рассмотрены некоторые риски, связанные с низкой структуризацией созданной трехуровневой системы высшего образования. Проанализирован зарубежный опыт, а также возможные методические и организационные решения для российских университетов; предложена примерная структура учебного плана программы аспирантуры.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

42-48 32
Аннотация
В статье рассмотрены причины падения престижа высшего технического профессионального образования в России и на основе их анализа предложены мероприятия, направленные на повышение качества подготовки выпускников высших образовательных учреждений и статуса специалистов технического профиля. К этим мероприятиям относятся: разработка стратегического плана развития высшего профессионального образования, системы профориентации выпускников средних образовательных учреждений; улучшение качества подготовки научно-педагогических кадров и разработка эффективной системы повышения квалификации преподавателей; повышение качества учебного процесса и разработка эффективной системы подготовки выпускников вузов; разработка объективных критериев оценки эффективности деятельности вузов; разработка системы патриотического воспитания обучающихся средних и высших образовательных учреждений.
49-54 40
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и реализации образовательных программ в условиях технического вуза, в том числе: роль отдельных учебных дисциплин в формировании итогового компетентностного портрета выпускника вуза; организационные и методические подходы к процедуре оценки готовности выпускника к будущей профессиональной деятельности; формы участия работодателей в реализации образовательной программы подготовки выпускника. Прослеживается необходимость тесной связи «непрофильных» дисциплин с дисциплинами, относящимися к группе профессиональных в рамках рабочего учебного плана, и с профессиональными задачами, обозначенными ФГОС ВО. При этом способность студента решать подобные профессиональные задачи рассматривается в качестве приоритета при оценке его готовности к будущей профессиональной деятельности при прохождении практик и на этапе государственной итоговой аттестации.
55-63 31
Аннотация
В статье показаны предпосылки осуществления инженерной деятельности в условиях формирующегося общества, основанного на знаниях. Отмечена особая актуальность и востребованность опережающего инженерного образования, нового содержания и форм реализации. Раскрывается основной принцип классической русской инженерной школы политехнического образования, в основе которого - интеграция образования, науки и производства, эффективное взаимодействие и кооперация с промышленными предприятиями и организациями. Представлен пример организации и деятельности отраслевого факультета национального исследовательского технического университета на основе интегрированной системы образования и непрерывной научно-производственной практики студентов.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

64-71 25
Аннотация
В статье обсуждается ряд вопросов, связанных с рассогласованием системы образования и рынка труда, в частности, с трудоустройством не по специальности. Обращается внимание на параметры, определяющие этот феномен (успеваемость, соответствие специальности способностям и склонностям, наличие опыта работы за последний год, сфера деятельности, к которой принадлежит специальность). В исследовании показана значимость установки студента на самосовершенствование в профессиональном плане, при этом обнаруживается, что с ростом образовательного уровня она усиливается. Положительное решение о трудоустройстве по специальности чаще принимается при хорошей успеваемости, а также при обеспечении большего соответствия способностей и склонностей будущей профессии. Намерение относительно трудоустройства по специальности зависит от рода занятий и сферы деятельности: положительный результат чаще наблюдается среди военнослужащих, инженерно-технических работников, занятых в социально-ориентированных сферах деятельности и в управлении.
72-80 33
Аннотация
Студенческая молодежь рассматривается как специфическая возрастная общность, развитию которой присущи темпоральные характеристики и комплекс темпоральных противоречий. Среди темпоральных характеристик выделяются такие, как расширение возрастных границ студенческой общности, увеличение продолжительности образовательной деятельности, изменение бюджета времени. Показывается, каким образом эти характеристики влияют на возрастные параметры студенчества как социальной общности. В связи с этим раскраивается авторское понимание возраста и возрастной общности. Ставится проблема рассогласования биологического, психологического и социального времени студенчества, проявляющаяся в области физического и сексуального развития, вторичной трудовой занятости, использования времени. Анализируется влияние социальных факторов на динамику биологического, психологического и социального времени студенческой молодежи.
81-90 44
Аннотация
Статья посвящена анализу рыночных и нерыночных факторов, определяющих объем спроса на труд преподавателей в российских вузах, а также факторов, обусловливающих эластичность спроса на рынке труда преподавателей по ставке заработной платы. Авторами выделено две группы факторов, оказывающих влияние на объем спроса на рынке труда преподавателей: экстенсивные, связанные с увеличением объема образовательных услуг, предоставляемых вузом, и интенсивные, связанные с изменением нагрузки преподавателей. Значимость факторов оценивается на основе графического представления данных и с использованием элементов корреляционного анализа
91-98 30
Аннотация
Одним из важных аспектов конкурентоспособности университета становится оценка, данная студентами относительно собственного опыта пребывания в нём, причем как образовательного, так и социального. В статье рассматриваются результаты применения методики измерения качества университетской жизни (QCL -quality of college life), разработанной американскими исследователями высшего образования на основе социологических исследований качества жизни. Данная методика позволяет получить комплексную оценку удовлетворенности пребывания студента в университете и может быть использована не только для внутреннего мониторинга и принятия управленческих решений, но и для проведения межвузовских сопоставлений.

В ПОМОЩЬ СОИСКАТЕЛЮ

99-109 20
Аннотация
Статья посвящена проблеме повседневности, которая сегодня стала предметом пристального внимания в социально-гуманитарных науках. Автор считает, что для педагогики она представляет не меньший интерес, и излагает свой взгляд на необходимость её педагогического осмысления.

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

116-122 53
Аннотация
В статье рассматриваются основные направления профессиональной языковой подготовки студентов-международников. Авторы анализируют взаимосвязанные условия, определяющие её эффективность: формирование профессионально значимых компетенций, особенности языковой профессионализации, подготовка к межкультурной коммуникации, использование инновационных педагогических технологий в сочетании с отбором учебных материалов и подготовкой педагогических кадров.
123-127 44
Аннотация
В статье рассматриваются наиболее сложные и актуальные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на современном этапе. В условиях перехода на ФГОС ВО предлагаются наиболее приемлемые решения возникающих перед образовательными организациями проблем. Особое внимание уделяется разработке программ двойных аспирантур с зарубежными вузами-партнерами с целью позиционирования отечественных образовательных организаций как равноправных участников мирового университетского сообщества.
128-135 21
Аннотация
В статье представлен опыт МГИМО по организации воспитательной работы. Авторы анализируют направления формирования гражданских и социальных компетенций студентов в процессе их включения в разнообразные научно-образовательные и социальные проекты.
136-143 40
Аннотация
Московский государственный институт международных отношений (Университет) является ведущим российским образовательным и научным центром. На сегодняшний день это учебное заведение предлагает более 40 магистерских программ, изучаемых как на русском, так и на английском языках. В данной статье рассматриваются уникальные преимущества и возможности, которые МГИМО предоставляет своим студентам. Особое внимание уделяется широчайшему выбору магистерских программ, доступных для университетов данного типа.
144-149 22
Аннотация
В статье обосновывается необходимость поиска организационных форм развития университетов, соответствующих рыночной экономике и информационному обществу. Анализируется деятельность МГИМО, активно развивающего инновационные организационные и содержательные основы образовательной и научной деятельности. Рассматриваются положения закона «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся деятельности образовательных организаций и управления ими. Применение термина «образовательная организация» символизирует переход к новой парадигме организации и управления развитием университета, которая позволяет ему быть конкурентоспособным в новых условиях.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

150-155 187
Аннотация
В статье рассматриваются социокультурные препятствия к внедрению компетентностного подхода в российском высшем образовании. Они вызваны внесистемным происхождением понятия «competence», которое служит скорее стоимостной категорией на рынке трудовых ресурсов, а потому не является конструктивным параметром на этапах, по крайней мере, промежуточных аттестаций в вузе. Попытка использования западноевропейских дескрипторов (в рамках Болонского процесса) в России оказалась неэффективной ввиду существенных диспропорций в системах образования, имеющих разные цивилизационные корни. С педагогической точки зрения очередное (как и в экспериментах 1920-х годов) смешение «деятельности » и «обучения» - это дидактический нигилизм, а не «компетентностная парадигма». Сфера применимости компетентностного подхода в отечественных условиях должна быть ограничена лишь несколькими специализациями с ярко выраженной «исполнительской » спецификой, а для большинства профилей образования не должна выходить за рамки итоговой аттестации и предшествующей ей производственной практики либо интернатуры.
156-160 37
Аннотация
Автор статьи обращает внимание на один из аспектов педагогического поиска - влияние результатов научно-педагогических исследований на качество педагогических инноваций в практике образования и качество подготовки кадров высшей квалификации. Педагогический поиск рассматривается как интегрированный, междисциплинарный феномен современной науки, раскрывается понятие «методологическая компетентность » педагога-исследователя.
161-165 20
Аннотация
В статье представлена технология тьюторского сопровождения участников образовательного события в системе повышения квалификации. Она рассматривается как целенаправленная деятельность тьютора, содействующая максимальному вхождению педагога в контекст современной образовательной практики, становлению его как субъекта собственного профессионального развития, формированию индивидуальных мотивов и ценностей. Субъектность участника образовательного события проявляется в способности стать стратегом своей профессиональной деятельности, ставить и корректировать личные цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, планировать индивидуальное профессиональное развитие, успешно общаться с коллегами.

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

166-168 11
Аннотация
Модернизация образования в сфере здравоохранения России сформировала новые подходы к подготовке молодых специалистов. В частности, в нашем вузе разработана методика симуляционного обучения с привлечением студентов в качестве «статистов» для моделирования различных клинических ситуаций. На наш взгляд, она является ценным инструментом совершенствования профессиональных навыков студентов медицинских вузов. Элементы данной методики применимы на различных этапах образовательной деятельности: при отработке навыков неотложной помощи, навыков оказания помощи при травмах и ранениях, а также при проведении итоговой государственной аттестации.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)