Компетентностный функциональный профиль преподавателя вуза: ценностный подход
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-3-26-47
Аннотация
В статье представлен результат оценки и развития профессионального мастерства преподавателя, включающего компетенции, оказывающие существенное влияние на качество его педагогической и научной деятельности. Особое место отводится выделению различных уровней компетентностного профиля: функционального (компетенции, необходимые преподавателям для выработки и распространения практик научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельности) и ценностного (компетенции, обретаемые и развиваемые у преподавателя под влиянием стимулирующей профессиональной среды и ценностей корпоративной культуры профессионального сообщества и вуза). Эмпирической базой статьи являются результаты проведения серии фокус-групп и стратегических сессий с представителями профессорско-преподавательского состава, сотрудниками административного блока и студентами, отражающие особенности восприятия «профессионального мастерства преподавателя» как определяющей категории качественного педагогического процесса в высшей школе.
Ключевые слова
Об авторах
И. А. ГазиеваРоссия
Газиева Инна Александровна – канд. социол. наук, доцент, директор Центра общеакадемических образовательных инициатив Института организационного развития и стратегических инициатив
119571, пр-т Вернадского, 82, г. Москва
А. А. Бурашникова
Россия
Бурашникова Анна Александровна – менеджер Центра общеакадемических образовательных инициатив Института организационного развития и стратегических инициатив
119571, пр-т Вернадского, 82, г. Москва
Список литературы
1. Боголепова С.В., Шадрова Е.В. Компетенции лучших преподавателей: сравнительный анализ мнений студентов классического и исследовательского университетов // Педагогика и психология образования. 2021. № 3. С. 73–94. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-3-73-94
2. Дульзон А.А., Васильева О.М. Система самооценки и оценки компетенций научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 61–72. EDN QHVBPH.
3. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Научно-педагогическое сообщество в российских вузах в условиях осуществления программы «Приоритет-2030»: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2022. № 1. С. 59–71. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-59-71
4. Багдасарьян И.С., Сочнева Е.Н. Кадровый резерв как инструмент выработки управленческих решений в университете // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 108. № 2. С. 122–130. DOI: 10.15826/umpa.2017.02.026
5. Полякова Т.Ю., Приходько В.М. Компетенции преподавателя технического вуза // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 61–78. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-7-61-78
6. Хусаинова Г.Р., Карстина С.Г., Галиханов М.Ф. Оценка готовности преподавателей к инновационной профессионально-педагогической деятельности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 42–60. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-7-42-60
7. Вербицкий А.А. Преподаватель – главный субъект реформы образования // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 13–20. EDN RZPTWB.
8. Лонская Л.В. Теоретико-методические подходы к формированию компетентности преподавателя высшей школы в области профессионально-педагогической деятельности: на примере медицинского вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 52 с.
9. Бордовский Г.А. Модели и методы внутреннего и внешнего оценивания качества образования в вузах: научно-методические материалы / Бордовский Г.А., Граничина O.A., Трапицын С.Ю. СПб.: Книжный дом, 2008. 340 с.
10. Красинская Л.Ф. Формирование психологопедагогической компетентности преподавателя технического вуза в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... док. пед. наук. М., 2011. 42 с.
11. Фролов А.Г. Проектирование структуры и содержания информационно-технологической подготовки преподавателя высшей школы: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2000. 174 с.
12. Исаева Т.Е., Чуриков М.П., Котляренко Ю.Ю. Эффективность оценивания деятельности преподавателей вузов: сравнение отечественных и зарубежных методик // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 3 (28). 141PVN315. DOI: 10.15862/141PVN315
13. Юревич М.А. Зарубежная практика оценки профессиональной деятельности преподавателей системы высшего профессионального образования // Управление наукой и наукометрия. 2012. № 12. С. 115–128. EDN RKNUHR.
14. Носкова А.В., Голоухова Д.В., Кузьмина Е.И., Галицкая Д.В. Цифровые компетенции преподавателей в системе академического развития высшей школы: опыт эмпирического исследования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 159–168. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-159-168
15. Жураковский В.М., Сазонова З.С. Повышение квалификации научно-педагогических кадров: поиск новых организационных форм // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 27–31. EDN KZUVNP.
16. Серафимович И.В., Беляева О.А., Баранова Ю.Г., Варфоломеева Т.Г. Технология динамического обучения педагогов как основа формирования личностных образовательных результатов обучающихся // Вестник практической психологии образования. 2022. Т. 19. № 1. С. 66–75. DOI: 10.17759/bppe.2022190106
17. Воронкина Д.В., Малета С.В. Проблема формирования компетентностной модели преподавателя современного вуза в условиях повышения квалификации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 1086–1090. EDN SJESEL.
18. Настуев Е.Б. Структура профессиональной компетентности преподавателя высшей школы в обеспечении качества образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 3. С. 23–27. EDN VJLSKT.
19. Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю., Бугайчук Т.В. Новый взгляд на повышение квалификации преподавателя высшей школы // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. С. 17–21. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2016_3/06.pdf (дата обращения 15.01.2023).
20. Сертификация преподавателей университета на основе оценки научно-педагогических компетенций: Методическое пособие / А.П. Исаев, Л.В. Валуева, Е.В. Мартынова, Л.В. Плотников, Ю.В. Плотников, Н.И. Фомин, Е.В. Черепанова / Под общей ред. А.П. Исаева. Екатеринбург: Издательский дом «Ажур». 2015. 106 с.
21. Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю. Дополнительное профессиональное образование – ресурс кадрового развития университета // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. С. 28–31. EDN YUNFGV.
22. Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя вуза как ключевой фактор повышения качества образования // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 4. С. 235–243. DOI: 10.23683/2070-1403-2019-754-235-243
23. Манакова М.В. Субъектность в профессиональной деятельности учителя как личностное качество // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 440–443. EDN XSHVQT.
24. Мухаметзянова Ф.Г., Хайрутдинов Р.Р., Квон Г.М., Коржова Е.Ю. Субъектность как индикатор эффективности личности и деятельности педагога вуза // Методология современной психологии. 2017. № 7. С. 221–227. EDN ZUCQJH.
25. Медведев В.П., Татур Ю.Г. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 46–56. EDN IJJNMX.
26. Ефимова Г.З., Сорокин А.Н., Грибовский М.В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 1. С. 202–246. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-202-230
27. Парамонов И.Ф. Критерии и методы оценки профессиональной успешности преподавателя в вузе // Современное педагогическое образование. 2021. № 5. С. 147–150. EDN NCWRKP.
28. Гибадуллина Ю.М., Черкасова И.И. Акмеограмма как инструмент развития современных ролевых позиций педагога // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 7–12. DOI: 10.26170/po16-03-01
29. Макович Г.В. Ролевой репертуар преподавателя высшей школы в эпоху цифровизации как компонент оценки его квалификации // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. 68 с. DOI: 10.17513/spno.30358
30. Шарипов Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. 2010. № 1. С. 72–77. EDN LACXYJ.
31. Шумигора Л. Компетентісно-орі°нтована модель викладача вищої школи // Неперервна професійна освіта: теорія і практика (серія: педагогічні науки). 2019. Т. 60. № 3. С. 13–21. DOI: 10.28925/1609-8595.2019.3.1321
32. Муравьева А.А., Олейникова О.Н. Компетенции преподавателей вузов: современные вызовы и смена парадигмы // Педагогика и психология образования. 2020. № 3. С. 100–115. DOI: 10.31862/2500-297Х-2020-3-100-115
33. Blašková M., Blaško R., Kucharþíková A. Competences and Competence Model of University Teachers // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. No. 159. Р. 457–467. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.12.407
34. Екимова Н.В., Воронина М.М. Компетенции современного преподавателя вуза // Образовательные ресурсы и технологии. 2020. Т. 32. № 3. С. 22–27. DOI: 10.21777/2500-2112-2020-3-22-27
35. Kobayashi S., Dolin J., Søborg A. Building Academic Staff Teaching Competencies: How Pedagogic Continuous Professional Development for Academic Staff Can Be Organised and Developed in Research-Intensive Universities // B. Stensaker et al. (eds.), Strengthening Teaching and Learning in Research Universities. Strategies and Initiatives for Institutional Change. 2017. P. 103–128. DOI: 10.1007/978-3-319-56499-9_5
36. Abykanovaa B., Tashkeyevab G., Idrissova S., Bilyalovaa Zh., Sadirbekova D. Professional Competence of a Teacher in Higher Educational Institution // International Journal of Environmental & Science Education. 2016, Vol. 11. № 8. DOI: 10.12973/ijese.2016.560a
37. Бугайчук Т.В., Юферова М.А. Развитие конфликтологической компетентности преподавателя вуза // Ярославский педагогический вестник. 2017. №2. С. 114–117. EDN YQYMPX.
38. Ильевич Т.П. Методическая компетентность как комплексная характеристика профессиональной деятельности преподавателя вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. Т. 95. № 5. DOI: 10.23670/IRJ.2020.95.5.104
39. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения [Монография] / В.И. Блинов, П.Н. Биленко, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С.Сергеев. М., 2020. 112 с. EDN NTHVBX.
40. Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: VI Виртуальный Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Ч. II. Казань: Издательство Казанского университета, 2020. 302 с. EDN ORFNNJ.
41. Goosen L. E-learning management system technologies for teaching programming at a distance // Proceedings of the International Conference on e-Learning. 2015. P. 116–126.
42. The Sixth International Conference on eLearning(eLearning-2015) Assessment of competencies of online teachers: pilot study and survey evaluation, University of Zagreb, Faculty of Organization and Informatics, 24-25 September 2015, Belgrade, Serbia. URL: https://elearning.metropolitan.ac.rs/files/pdf/2015/26-Snjezana-Babic-Goran-Bubas-Assessment-of-competencies-of-online-teachers-pilot-studyand-survey-evaluation.pdf (дата обращения 15.01.2023).
43. Носкова А.В., Голоухова Д.В., Кузьмина Е.И., Галицкая Д.В. Цифровые компетенции преподавателей в системе академического развития высшей школы: опыт эмпирического исследования // Высшее образование в России. 2022. № 1. С. 159–168. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-159-168
44. Сафуанов Р.М,, Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, Образование, Экономика. Серия: Экономика. 2019. Т. 28. № 2. С. 116–121. DOI: 10.17122/2541-8904-2019-2-28-108-113
45. Завиша Д.Ю. Педагог в современном инновационном социокультурном пространстве, его профессиональный стандарт и выбор направлений совершенствования структуры и содержания // Вестник ТОГИРРО. 2015. Т. 31. № 1. С. 78–82. EDN UKPPJP.
46. Титова С.В. Карта компетенций преподавателя иностранных языков в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 133–149. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-133-149
47. Андрух О.Н., Сидорова А.С. Компетентностная модель преподавателя вуза // Известия Института инженерной физики. 2014. Т. 32. № 2. С. 66–70. EDN SXGNPJ.
48. Zeitoun S., Ghosn R. Compétences Des Enseignants Universitaires : Etude De Cas Du Centre Des Sciences Du Langage Et De La Communication (CSLC) À L’Université Libanaise / Al Jinan: Vol. 11 , Article no. 21. URL: https://www.researchgate.net/publication/333552867_Competences_Des_Enseignants_Universitaires_Etude_De_Cas_Du_Centre_Des_Sciences_Du_Langage_Et_De_La_Communication_CSLC_A_L’Universite_Libanaise (дата обращения 15.01.2023).
49. Ефимова О.С., Нестерова А.В. Профессиональные компетенции преподавателя вуза // Педагогика и психология образования. 2013. № 4. С. 37–39. EDN RVNBUR.
50. Екимова Н.В., Воронина М.М. Компетенции современного преподавателя вуза // Образовательные ресурсы и технологии. 2020. Т. 32. № 3. С. 22–27. DOI: 10.21777/2500-2112-2020-3-22-27
51. Blašková M., Blaško R., Jankalová M., Jankal R. Key personality competences of university teacher: comparison of requirements defined by teachers and/versus defined by students // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. No. 114. P. 466–475. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.12.731
52. Александрова А.П. Международные стандарты и гарантия качества высшего образования Великобритании // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2020. Т. 89. № 4. С. 138–141. EDN DDSYUG.
53. Ларионова М.A. Преподаватель вуза – субъект модернизации образования // Высшее образование в России. 2007. № 12. С. 30–33. URL: http://vovr.ru/upload/12-07.pdf (дата обращения 15.01.2023).
54. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. 2003. Т. 1325. № 2. С. 58–64. EDN SGUKTL.
55. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–44. EDN HTKIYL.
56. Юсупов М.Р. Современные требования к компетентности преподавателя высшей школы // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 6. С. 194–198. EDN PCYWBF.
57. Kluckhohn, F.R., & Strodtbeck, F.L. Variations in Value Orientations. Evanston, Ill.: Row, Peterson; 1st ed., 1961. 437 p. ASIN : B0006AX4KM.