ChatGPT и искусственный интеллект в университетах: какое будущее нам ожидать?
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37
Аннотация
Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы представить теоретикометодологические основания анализа применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в высшем образовании в рамках человеко-ориентированного подхода к ИИ (HumanCentered AI) и рассмотреть конкретные направления использования технологий ИИ на примере ChatGPT. В качестве метода выступает критический анализ специальной литературы по проблематике развития технологий ИИ и их внедрения в высшей школе. Авторы начинают с формулировки теоретико-методологических оснований исследования. Затем следует рассмотрение «уроков» пандемии COVID-19 для высшего образования в эпоху развития ИИ и анализ технологий типа ChatGPT, которые имеют потенциал радикально изменить высшее образование в недалёком будущем. После этого авторы переходят к более общим замечаниям о перспективах и проблемах использования технологий ИИ в высшем образовании. Новизна исследования определяется обращением к анализу новейших разработок в области ИИ и определением динамики их влияния на высшее образование. В качестве основных результатов статьи выделяются основные направления, в рамках которых технологии ИИ могут внедряться в высшем образовании – аккредитация и лицензирование университетов, набор студентов, преподавание и обучение, – а также областей, в которых технологии ИИ использоваться не должны. В завершение формулируются две гипотезы, три общих и пять конкретных выводов об использовании технологий ИИ в высшем образовании.
Об авторах
А. В. РезаевРоссия
Резаев Андрей Владимирович – д-р филос. наук, профессор, руководитель Международной
исследовательской лаборатории ТАНДЕМ
191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3
Web of Science ResearcherID: K-3472-2013
Н. Д. Трегубова
Россия
Трегубова Наталья Дамировна – канд. социол. наук, доцент кафедры сравнительной социологии
Web of Science ResearcherID: K-3487-2013
191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3
Список литературы
1. Лебедев О. Неизбежность реформирования высшей школы при переходе к рынку // Высшее образование в России. 1992. №1. С. 76–79.
2. Юдин В.К. Роль и место вуза в системе рыночных отношений // Высшее образование в России. 1994. №1. С. 96–107.
3. Гребнев Л.С. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. 2004. №1. С. 36–42. EDN: IBMYHH.
4. Никольский В.С. Тенденции Болонского процесса // Высшее образование в России. 2005. №10. С. 156–170. EDN: IBNFSJ.
5. Rezaev A.V. Bologna Process: On the Way to a Common European Higher Education Area. International Encyclopedia of Education. 2010. P. 772–778. DOI: 10.1016/B978-0-08-044894- 7.00169-X
6. Rezaev A.V., Starikov V.S. The Transformation of Higher Education Systems in Six PostSoviet Countries: Causes and Consequences of Organizational Change // Comparative Sociology. 2017. Vol. 16. No. 1. P. 127–146. DOI: 10.1163/15691330-12341418
7. Chu H.-Ch., Hwang G.-H., Tu Y.-F., Yang K.-H. Roles and research trends of artificial intelligence in higher education: A systematic review of the top 50 most-cited articles // Australasian Journal of Educational Technology. 2022. Vol. 38. No. 3. P. 22–42. DOI: 10.14742/ajet.7526
8. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Модели проектирования и функционирования цифровых образовательных сред // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. №1. С. 144-155. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-144-155
9. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. №4. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869- 3617-2023-32-4-9-22
10. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. «Искусственный интеллект», «онлайн-культура», «искусственная социальность»: определение понятий // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. №6. С. 35–47. DOI: 10.14515/monitoring.2019.6.03
11. Rezaev A.V., Maletz O.V. Higher Education Studies: Toward a New Scholarly Discipline. As the World Turns: Implications of Global Shifts in Higher Education for Theory, Research and Practice. 2012. P. 169–196. DOI: 10.1108/S1479- 358X(2012)0000007011
12. Rezaev A.V. Twelve Theses on Artificial Intelligence and Artificial Sociality // Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2021. No. 1. P. 20–30. DOI: 10.14515/monitoring.2021.1.1894
13. Xu W. Toward Human-Centered AI: A Perspective from Human-Computer Interaction // Interactions. 2019. Vol. 26. No. 4. P. 42–46. DOI: 10.1145/3328485
14. Shneiderman B. Human-centered AI // Issues in Science and Technology. 2021. Vol. 37. No. 2. P. 56–61. URL: https://issues.org/wp-content/ uploads/2021/01/56%E2%80%9361-Shneiderman-Human-Centered-AI-Winter-2021.pdf (дата обращения: 31.03.2023).
15. Renz A., Vladova G. Reinvigorating the Discourse on Human-Centered Artificial Intelligence in Educational Technologies // Technology Innovation Management Review. 2021. Vol. 11. No. 5. P. 5–16. DOI: 10.22215/timreview/1438
16. Yang S.J.H., Ogata H., Matsui T., Chen N.-Sh. Human-centered artificial intelligence in education: Seeing the invisible through the visible // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2021. Vol. 2. Article no. 100008. DOI: 10.1016/j.caeai.2021.100008
17. Yang S.J.H., Ogata H., Matsui T. Guest Editorial: Human-centered AI in Education: Augment Human Intelligence with Machine Intelligence // Educational Technology & Society. 2023. Vol. 26. No. 1. P. 95–98. DOI: 10.30191/ ETS.2023-1_26(1).0007
18. Обухов А.С. Исследование образования в ситуации глобальных социальных трансформаций и «шоковых инноваций», вызванных пандемией COVID-19 // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. №6. С. 4–10. DOI: 10.14515/monitoring.2022.6.2351
19. Университеты России в эпоху пандемии: монография. М.: изд-во МГУ, 2022. 391 с. ISBN: 978-5-19-011807-0.
20. СоциоДиггер. 2020. Октябрь. Т. 1. Выпуск 3: Цифровизация и искусственный интеллект. URL: https://sociodigger.ru/3d-flipbook/2020vol1-3/ (дата обращения: 31.03.2023).
21. Радина Н.К., Балакина Ю.В. Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований // Вопросы образования. 2021. №1. С. 178–194. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1- 178-194
22. Болгова В.В., Гаранин М.А., Краснова Е.А., Христофорова Л.В. Образование после пандемии: падение, или подготовка к прыжку? // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. №7. С. 9–30. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-9-30
23. Захарова И.Г., Воробьева М.С., Боганюк Ю.В. Сопровождение индивидуальных образовательных траекторий на основе концепции объяснимого искусственного интеллекта // Образование и наука. 2022. Т. 24. №1. С. 163– 190. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-1-163-190
24. Sabzalieva E., Valentini A. ChatGPT and Artificial Intelligence in Higher Education: Quict Start Guide. UNESCO, 2023. URL: https://www.iesalc.unesco.org/wp-content/uploads/2023/04/ ChatGPT-and-Artificial-Intelligence-in-highereducation-Quick-Start-guide_EN_FINAL.pdf (дата обращения: 11.05.2023).
25. Gimpel H., Hall K., Decker S., Eymann T., Lämmermann L., Mädche A.,et al. Unlocking the Power of Generative AI Models and Systems such as GPT-4 and ChatGPT for Higher Education. University of Hohenheim, 2023. URL: https://digital.uni-hohenheim.de/fileadmin/ einrichtungen/digital/Generative_AI_and_ ChatGPT_in_Higher_Education.pdf (дата обращения: 11.05.2023).
26. Hong W.Ch.H. The impact of ChatGPT on foreign language teaching and learning: Opportunities in education and research // Journal of Educational Technology and Innovation. 2023. Vol. 5. No. 1. P. 37–45. URL: https://jeti.thewsu. org/index.php/cieti/article/view/103 (дата обращения: 11.05.2023).
27. Baskara R., Mukarto M. Exploring the Implications of ChatGPT for Language Learning in Higher Education // Indonesian Journal of English Language Teaching and Applied Linguistics. 2023. Vol. 7. No. 2. P. 343–358. DOI: 10.21093/ ijeltal.v7i2.1387
28. Стрельников С.С., Ушакова О.М., Вохминцев А.П., Скудных А.С. Роль эссе в процессе преподавания и освоения естественнонаучных дисциплин в медицинском вузе // Медицинская наука и образование Урала. 2023. Т. 24. №1. С. 148–153. DOI: 10.36361/ 18148999_2023_24_1_148
29. Kasneci E., Sessler K., Küchemann S., Bannert M., Dementieva D., Fischer F., et al. ChatGPT for good? On opportunities and challenges of large language models for education // Learning and Individual Differences. 2023. Vol. 103. Article no. 102274. DOI: 10.1016/j.lindif.2023.102274
30. Farrokhnia M., Banihashem S.K., Noroozi O., Wals A. A SWOT analysis of ChatGPT: Implications for educational practice and research // Innovations in Education and Teaching International. 2023. DOI: 10.1080/14703297.2023. 2195846
31. Sok S., Heng K. ChatGPT for Education and Research: A Review of Benefits and Risks. 2023. DOI: 10.2139/ssrn.4378735
32. Firaina R., Sulisworo D. Exploring the Usage of ChatGPT in Higher Education: Frequency and Impact on Productivity // Buletin Edukasi Indonesia. 2023. Vol. 2. No. 1. P. 39–46. DOI: 10.56741/bei.v2i01.310
33. Raghu R., Santanu M., Payel D., Tavleen K., Sanjanasri J.P. Prema N. University students as early adopters of ChatGPT: Innovation Diffusion Study. 2023. URL: https://assets.researchsquare.com/files/rs-2734142/v1/9ffe410e-fcdf4932-9780-e06843ffc33c.pdf?c=1679953967 (дата обращения: 11.05.2023).
34. Sullivan M., Kelly A., McLaughlan P. ChatGPT in higher education: Considerations for academic integrity and student learning // Journal of Applied Learning & Teaching. 2023. Vol. 6. No. 1. DOI: 10.37074/jalt.2023.6.1.17
35. Malinka K., Perešíni M., Firc A., Hujňák O., Januš F. On the Educational Impact of ChatGPT: Is Artificial Intelligence Ready to Obtain a University Degree? URL: https://arxiv.org/ abs/2303.11146 (дата обращения: 11.05.2023).
36. Bishop L. A Computer Wrote this Paper: What ChatGPT Means for Education, Research, and Writing. 2023. DOI: 10.2139/ssrn.4338981
37. Atlas S. ChatGPT for Higher Education and Professional Development: A Guide to Conversational AI. 2023. URL: https://digitalcommons.uri.edu/ cba_facpubs/548 (дата обращения: 11.05.2023).
38. Cotton D.R.E., Cotton P.A., Shipway J.R. Chatting and cheating: Ensuring academic integrity in the era of ChatGPT // Innovations in Education and Teaching International. 2023. DOI: 10.1080/14703297.2023.2190148
39. Benuyenah V. Commentary: ChatGPT use in higher education assessment: Prospects and epistemic threats // Journal of Research in Innovative Teaching & Learning. 2023. Vol. 16. No. 1. P. 134–135. DOI: 10.1108/JRIT-03-2023-097
40. Другова Е.А., Журавлева И.И., Захарова У.С., Сотникова В.Е., Яковлева К.И. Искусственный интеллект для учебной аналитики и этапы педагогического проектирования: обзор решений // Вопросы образования. 2022. №4. С. 107–153. DOI: 10.17323/1814-9545- 2022-4-107-153
41. Новикова Т.В., Воробейчикова О.В. Модель компьютерного обучения врачей // Высшее образование в России. 2010. №3. С. 102–107.
42. Esposito E. Artificial Communication? The Production of Contingency by Algorithms // Zeitschrift für Soziologie. 2017. Vol. 46. No. 4. P. 249–265. DOI: 10.1515/zfsoz-2017-1014
43. Wing J.M. Computational Thinking // Communications of the ACM. 2006. Vol. 49. No. 3. P. 33– 35. URL: https://www.cs.cmu.edu/~15110-s13/ Wing06-ct.pdf (дата обращения: 31.03.2023).