Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Образы университета и города в миграции иногородних студентов: региональный кейс

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-6-116-138

Аннотация

Глобальная цифровая трансформация экономики требует нового взгляда на информационную основу принятия управленческих решений по проблеме неравномерного распределения вузов по регионам России. Он предполагает создание банка данных по ключевым вопросам высшего образования страны. Одними из таких показателей могут стать субъективные причины привлекательности территорий для абитуриентов/студентов/ выпускников с точки зрения значения образов университета и города обучения, а также факторы, влияющие на образовательную миграцию. Цель – на примере одного региона показать, какую роль играют образы университета и города в выборе вуза, адаптации и послевузовской миграции иногородних (приезжающих из российских городов и сёл) студентов. Теоретическая рамка исследования построена путём синтеза теорий «спиралей» о третьей миссии высшего образования и теории образа территории применительно к образовательной миграции. К анализу привлекаются данные статистики о социально-экономической ситуации в российских регионах, притягивающих образовательных мигрантов и результаты опроса иногородних студентов Казанского федерального университета.

Исследование выявило, что и университет, и город оказываются одинаково важными основаниями образовательных стратегий для большинства абитуриентов. Во время обучения у них, как и у тех, кто приехал учиться только из-за университета или только из-за города, закрепляется образ Казани как студенческой территории с богатой инфраструктурой и качественной жизнью, формируется чувство принадлежности к столице Татарстана, позитивные оценки и желание рекомендовать этот город для переезда друзьям. Однако причины образовательной миграции и особенности восприятия Казани не влияют на послевузовские планы студентов. Регионы, способные притягивать абитуриентов и закреплять у себя студентов после завершения обучения – Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Свердловская и Новосибирская области – выигрывают у Татарстана за счёт того, что предлагают более выгодные условия жизни и больший набор предложений на рынке труда для молодых специалистов.

 Практическое значение работы заключается в положении о важности сочетания политик формирования образов университета и города не только для привлечения талантливой молодёжи, но и для совершенствования третьей миссии российских вузов в плане их включения в развитие городских активностей среди студенчества, использования интеллектуального потенциала высшего образования для социально-экономического развития территорий.

Об авторе

Г. Ф. Габдрахманова
Казанский федеральный университет
Россия

Габдрахманова Гульнара Фаатовна – д-р социол. наук, доцент, ведущий научный сотрудник кафедры общей и этнической социологии

Researcher ID: N-1811-2017

420008, г. Казань, ул. Кремлёвская, д. 35 



Список литературы

1. Кашницкий И.С., Мкртчян Н.В., Лешуков О.В. Межрегиональная миграция молодёжи в России: комплексный анализ демографической статистики // Вопросы образования. 2016. №3. С. 169–203. DOI: 10.17323/1814- 9545-2016-3-169-203

2. Мкртчян Н.В. Проблемы учёта населения отдельных возрастных групп в ходе переписи населения 2010 г.: причины отклонений полученных данных от ожидаемых // Демографические аспекты социально-экономического развития / Под редакцией М.Б. Денисенко. Серия: Демографические исследования. Вып. 22. М.: МАКС Пресс, 2012. С. 197–214. URL: http:// www.demoscope.ru/weekly/2014/0581/analit02. php (дата обращения: 02.04.2023).

3. Габдрахманов Н.К. Концентрация студентов в системе высшего образования на карте Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2019. Т. 27. №1. С. 7–17. DOI: 10.22363/2313-2329-2019-27-1-7-17

4. Флоринская Ю.Ф. Выпускники школ из малых городов России: образовательные и миграционные стратегии // Проблемы прогнозирования. 2017. №1. С. 114–124. EDN: YOATCP.

5. Мкртчян Н.В. Миграция молодёжи из малых городов России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. №1. С. 225–242. DOI: 10.14515/ monitoring.2017.1.15

6. Болдина М.Ю. Образовательные планы абитуриентов российской провинции // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. №3. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-3-84-95

7. Захарова И.В. Сдерживание межрегиональной учебной миграции: роль вузов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №7. С. 71–84. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-71-84

8. Клячко Т.Л., Семионова Е.А. Миграционная мобильность российской молодёжи обусловлена образовательными приоритетами // Экономическое развитие России. 2021. Т. 28. №10. С. 61–63. URL: https://papers.ssrn.com/ sol3/papers.cfm?abstract_id=3963390 (дата обращения 16.02.2023).

9. Pigini C., Staffolani S. Beyond Participation: Do the Cost and Quality of Higher Education Shape the Enrollment Composition? The Case of Italy // Higher Education. 2016. Vol. 71. No. 1. P. 119–142. DOI: 10.1007/s10734-015-9892-8

10. Очирова Г.Н. Образовательная миграция из Республики Бурятия: факторы, масштабы и направления // Вестник университета. 2021. №4. С. 181–188. DOI: 10.26425/1816-4277- 2021-4-181-188

11. Гунтыпова Э.С. Миграция молодёжи Республики Бурятия в оценках молодёжи // Актуальные вопросы развития аграрного сектора Байкальского региона. 2019. С. 196–200.

12. Громов А.Д., Платонова Д.П., Семёнов Д.С., Пырова Т.Л. Доступность высшего образования в регионах России. М.: НИУ ВШЭ, Институт образования. Серия: Современная аналитика образования. 2016. №8. 32 с. URL: https:// ioe.hse.ru/data/2017/01/30/1114281696/ САО%208_финал-электронный.pdf (дата обращения 16.02.2023).

13. Чернышова Н.С., Юйсинь Ч. Молодёжная миграция в России: обзор дискуссий // Социологические исследования. 2022. №11. С. 135–143. DOI: 10.31857/S013216250018919-3

14. Дождиков А.В. Образовательная миграция в Республике Мордовия // Регионология. 2023. Т. 31. №1. С. 182–198. DOI: 10.15507/2413- 1407.122.031.202301.182-198

15. Ciriaci D. Does University Quality Influence the Interregional Mobility of Students and Graduates? The Case of Italy // Regional Studies. 2014. Vol. 48. No. 10. P. 1592–1608. DOI: 10.1080/00343404.2013.821569

16. Варшавская Е.Я., Чудиновских О.С. Миграционные планы выпускников региональных вузов России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2014. № 3. С. 36–58. URL: https://www.econ.msu.ru/sys/ raw.php?o=14958&p=attachment (дата обращения 16.02.2023).

17. Nadeau J., Olafsen A.H. Country Image Evaluations and Migration Intentions // Place Branding and Public Diplomacy advance online publication, 29 July 2015. P. 1–16. DOI: 10.1057/ pb.2015.8

18. Питухин Е.А., Семенов А.А. Управление потоками межрегиональной образовательной миграции выпускников // Экономика и управление. 2014. №7. С. 64–69. URL: http:// openbudgetrf.ru/doc/461/ (дата обращения 16.02.2023).

19. Ридингс Б. Университет в руинах / пер. с англ. А.М. Корбута. М.: ГУ – ВШЭ, 2010. 304 с. ISBN: 978-5-7598-0716-2.

20. Балмасова Т.А. «Третья миссия» университета – новый вектор развития? // Высшее образование в России. 2016. №8–9 (204). С. 48–55. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/839 (дата обращения 16.02.2023).

21. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / Пер. с англ. под науч. ред. Д.А. Александрова. М.: ГУ–ВШЭ, 2011. 240 с. ISBN: 978-5-7598-0834-3.

22. Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Universities and Cities in Provincial Russia // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №5. С. 37–51. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-5-37-51

23. Clark B.R. The Higher Education System: Academic Organization in Cross-National Perspective. Berkeley, CA: University of California Press, 1983. 342 p. ISBN: 0520048415, 9780520048416.

24. Etzkowitz H. The Triple Helix: UniversityIndustry-Government Innovation in Action. New York: Routledge, 2008. 176 p. URL: http:// mguntur.id/files/ebook/ebook_1605608206_ cf742d707b4e0bf22bf3.pdf (дата обращения 16.02.2023).

25. Leydesdorff L. The Triple Helix, Quadruple Helix … and an N-Tuple of Helices: Explanatory Models for Analyzing the Knowledge-Based Economy? // Journal of the Knowledge Economy. 2012. Vol. 3. No. 1. Р. 25–35. URL: https:// link.springer.com/article/10.1007/s13132-011- 0049-4 (дата обращения 16.02.2023).

26. Кранзеева Е.А. Новые модели университетов: вклад в региональное развитие // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. №5. С. 64–73. DOI: 10.15826/ umpa.2017.05.062

27. Перфильева О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2011. Т. 32. № 1. С. 133–144. URL: https://iorj.hse. ru/data/2011/03/30/1211844208/11.pdf (дата обращения 16.02.2023).

28. Габдрахманов Н.К., Карачурина Л.Б., Мкртчян Н.В., Лешуков О.В. Образовательная миграция молодёжи и оптимизация сети вузов в разных по размеру городах // Вопросы образования. 2022. №2. С. 88–116. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-2-88-116

29. Abel J.R., Deitz R. Do Colleges and Universities Increase Their Region’s Human Capital? // Journal of Economic Geography. 2012. No. 12. Р. 667–691. DOI: 10.1093/jeg/lbr020

30. Чудиновских О.С., Денисенко М.Б. Где хотят жить выпускники российских вузов // Демоскоп Weekly. 2003. №119–120. URL: http:// www.demoscope.ru/weekly/2003/0119/tema01. php (дата обращения 16.02.2023).

31. Российская молодёжь: образование и наука / Н.В. Бондаренко, Ю.Л. Войнилов, Г.С. Волкова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017. 72 с. ISBN: 978-5-7598-1597-6.

32. Скалабан И.А., Осьмук Л.А., Колесова О.В., Черепанов Г.М. Дороги старые и новые: образовательные стратегии российских абитуриентов в выборе университета обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, №2. С. 50– 62. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-2-50-62

33. Prakhov I., Bocharova M. SocioEconomic Predictors of Student Mobility // National Research University Higher School of Economics. Series WP BRP 34/EDU/2016 “Higher School of Economics Research Paper”. 2016. 21 p. DOI: 10.2139/ssrn.2815457

34. Акимова О.Е., Волков С.К., Ефимов Е.Г. Привлекательность российских территорий: оценка мнений центениалов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. №4. С. 384–404. DOI: 10.14515/monitoring.2021.4.1908.

35. Шашкова Я.Ю., Асеев С.Ю. Миграционные настроения и политические установки учащейся молодёжи Сибири и Дальнего Востока: проблема соотношения // Социологические исследования. 2023. №2. С. 95–103. DOI: 10.31857/S013216250019429-4

36. Одинцов А.В., Шипицин А.И., Марченко А.Ю. Центростремительная миграция молодёжи из российской провинции: причины и тенденции (на примере Волгоградской области) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. №3. С. 335–354. DOI: 10.14515/ monitoring.2020.3.788

37. Зайков К.С., Каторин И.В., Тамицкий А.М. Миграционные установки студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования арктической направленности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 3. С. 230–247. DOI: 10.15838/ esc.2018.3.57.15

38. Рябоконь М.В. Модели поведения абитуриентов при выборе вуза // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. №4 (44). С. 177–185. URL: http://www.unn.ru/pages/elibrary/vestnik_soc/18115942_2016_-_4(44)_ unicode/20.pdf (дата обращения 16.02.2023).

39. Макарова Г.И. Образ Татарстана в культурной политике и стратегиях регионального развития (2013–2019 гг.) // Историческая этнология. Т. 7. №2. С. 307–328. DOI: 10.22378/ he.2022-7-2.307-328

40. Важенина И.С., Важенин С.Г. Имидж как конкурентный ресурс территории // Регион: экономика и социология. 2006. №4. С. 72–84.

41. Bolotova A., Karaseva A., Vasilyeva V. Mobility and Sense of Place Among Youth in the Russian Arctic // Sibirica. 2017. Vol. 16. No. 3. P. 77–123. DOI: 10.3167/sib.2017.160305

42. Zenker S., Rütter N. Is Satisfaction the Key? The Role of Citizen Satisfaction, Place Attachment and Place Brand Attitude on Positive Citizenship Behavior // Cities. 2014. No. 38. P. 11–17. DOI: 10.1016/j.cities.2013.12.009

43. Кузнецова С.А. Миграционные установки как предмет социально-психологических исследований // Социальная психология и общество. 2013. №4. C. 34–45. URL: https:// psyjournals.ru/journals/sps/archive/2013_ n4/65403 (дата обращения 16.02.2023).

44. Torkington K. Place and Lifestyle Migration: The Discursive Construction of “Glocal” Place-Identity // Mobilities. 2012. Vol. 7. No. 1. P. 71–92. DOI: 10.1080/17450101.2012.631812

45. Caron L. An Intergenerational Perspective on (Re)Migration: Return and Onward Mobility Intentions across Immigrant Generations // International Migration Review. 2019. Vol. 54. No. 3. P. 820–852. DOI: 10.1177/0197918319885646

46. Зиганурова С.Д. Привлекательность места как фактор миграции выпускников российских вузов. Выпускная квалификационная работа. НИУ ВШЭ. М., 2015. URL: https://social. hse.ru/soc/diplomas/page15.html/153014109 (дата обращения 16.02.2023).

47. Новикова С.Е. Университеты в социокультурном пространстве города: социологические аспекты. Серия: Мониторинг. Образование. Кадры. Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022. 141 с. ISBN: 978-5-85006-396-2.

48. Пунина К.А., Ромашова М.В. Университет и город: технологии формирования имиджа (случай Перми) // Лабиринт (Журнал социально-гуманитарных исследований). 2015. №2. С. 83–93. 49. Боденова О.В., Власова Л.П. Особенности адаптации иногородних студентов к условиям обучения в вузе // Развитие образования.

49. Боденова О.В., Власова Л.П. Особенности адаптации иногородних студентов к условиям обучения в вузе // Развитие образования. 2020. Т. 10. № 4. С. 53–58. DOI: 10.31483/r96296

50. Кузьмина Я.В. Особенности социально-психологической адаптации иногородних студентов к условиям столичного мегаполиса // Вестник РУДН. Cерия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2012. №4. С. 33–37. URL: https://journals.rudn.ru/ecology/article/ view/12586/12016/ru_RU (дата обращения 16.02.2023).

51. Габдрахманов Н.К., Никифорова Н.Ю., Лешуков О.В. «От Волги до Енисея…»: образовательная миграция молодёжи в России. М.: НИУ ВШЭ, Институт образования. Серия: Современная аналитика образования. 2019. №5 (26). 48 с. URL: https://publications.hse. ru/pubs/share/direct/308197015.pdf (дата обращения 16.02.2023).

52. Дождиков А.В., Корнилова Е.В. Образовательная миграция абитуриентов между регионами Российской Федерации как источник данных для планирования развития системы высшего образования // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. №3. С. 67–83. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-67-83

53. Zenker S., Petersen S., Aholt A. The Citizen Satisfaction Index (CSI): Evidence for a Four Basic Factor Model in a German Sample // Cities. 2013. No. 31. P. 156–164. DOI: 10.1016/j.cities.2012.02.006

54. Гильтман М.А., Пить В.В., Батырева М.В., Сумик Е.А. В каких городах нам нравится жить? Эмпирический анализ отношения занятых к городам // Журнал Новой экономической ассоциации. 2020. Т. 45. № 1. С. 111–130. DOI: 10.31737/2221-2264-2020-45-1-4

55. Тузиков А.Р., Зинурова Р.И. Молодёжная миграция в Республике Татарстан: опыт социально-демографического портретирования // Управление устойчивым развитием. 2022. Т. 42. № 5. С. 75–80. DOI: 10.55421/2499992Х_2022_5_75


Рецензия

Просмотров: 680


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)