Динамика высшего бухгалтерского образования в России: достижения, проблемы и поиск перспектив
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-6-139-166
Аннотация
Интенсивные изменения в бизнесе вследствие научно-технической революции обусловливают существенные изменения требований к бухгалтерской профессии и ставят задачи поиска новых подходов к бухгалтерскому образованию, предоставляемому вузами. В статье рассматриваются нерешённые и проблемные аспекты российского высшего бухгалтерского образования. Для поиска наилучших направлений развития российского бухгалтерского образования проводится исследование истории его развития за последние 30 лет. Целью этого исследования является выявление причинно-следственных связей, влияющих на динамику российского бухгалтерского образования. В результате выявляются те события последних 30 лет, которые оказали наиболее существенное влияние на развитие бухгалтерского образования в России, исследуются и систематизируются его современные проблемы и дискуссионные вопросы, связанные с его будущими направлениями. В статье обосновывается, что наиболее значимыми событиями и явлениями, оказавшими влияние на российское бухгалтерское образование, являются реформа российского бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями рыночной экономики, развитие информационных технологий, включение и выход России из Болонского процесса и поддержка Россией создания международных стандартов бухгалтерского образования (IESs). На основе исследования изменений, произошедших в российском бухгалтерском образовании под влиянием этих событий, аргументируются и систематизируются как положительные, так и проблемные аспекты, связанные с этими изменениями. Обосновывается наличие как положительных аспектов, так и проблем от введения в России двухуровневого высшего бухгалтерского образования (бакалавриат и магистратура) и сближения российских стандартов экономического образования с международными бухгалтерскими образовательными стандартами. Для поиска решений по устранению современных проблем российского бухгалтерского об разования изучаются статистические данные о требованиях российского бизнеса к профессии бухгалтера и анализируются результаты опроса выпускников вузов, направленного на изучение степени их удовлетворённости полученным высшим бухгалтерским образованием. На основе данного исследования разрабатываются предложения по совершенствованию российского высшего бухгалтерского образования в процессе его дальнейшего развития. Эти предложения будут полезны для организации бухгалтерского образования в экономических вузах, а также разработчикам стандартов экономического образования. Разработанные рекомендации по развитию высшего бухгалтерского образования вносят вклад в осуществляемое в настоящее время реформирование высшего экономического образования, поскольку многие из них могут использоваться для обучения не только бухгалтерской, но и другим экономическим профессиям.
Об авторах
Т. Ю. ДружиловскаяРоссия
Дружиловская Татьяна Юрьевна – д-р экон. наук, профессор кафедры бухгалтерского учёта
Э. С. Дружиловская
Россия
Дружиловская Эмилия Сергеевна – канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учёта
603950, г. Нижний Новгород, пр-кт. Гагарина, 23
Список литературы
1. Stanley T., Xu J. Work-Integrated Learning in Accountancy at Australian Universities – Forms, Future Role and Challenges // Accounting Education. 2018. Vol. 28. No. 1. P.1–24. DOI: 10.1080/09639284.2018.1454333
2. Pierr E.K.S., Rebele J.E. An Agenda for Improving Accounting Education // The Routledge Companion to Accounting Education: ed. by R.M.S. Wilson, 2014. P. 102–121. DOI: 10.1108/ 1085-462201190000023007
3. Webb J., Chaffer C. The Expectation Performance Gap in Accounting Education: A Review of Generic Skills Development in UK Accounting Degrees // Accounting Education. 2016. Vol. 25. No. 4. P. 349–367. DOI: 10.1080/ 09639284.2016.1191274
4. Onumah R., Simpson S., Kwarteng A. The Effects of Ethics Education Interventions on Ethical Attitudes of Professional Accountants: Evidence from Ghana // Accounting Education. 2020. Vol. 29. No. 3. P. 291–304. DOI: 10.1080/ 09639284.2021.1916548
5. Lin H. The Development of Accounting Quality of IAS and IFRS over Time: The case of Germany // Journal of International Accounting Research. 2008. Vol. 8. No. 1. P. 31–55. DOI: 10.2139/ssrn.1066604
6. Von Alberti-Alhtaybat L., Abdelrahman N., AlHtaybat K. The Effect of Different Higher Education Fee Policies on Education: a Comparison Between England and Germany // The International Journal of Public Sector Management. 2017. Vol. 30. No. 2. P. 189–208. DOI: 10.1108/ IJPSM-04-2016-0085
7. Lucianelli G., Citro F. Accounting Education for Professional Accountants: Evidence from Italy // International Journal of Business and Management. Vol. 13. No. 8. P. 1–15. DOI: 10.5539/ ijbm.v13n8p1
8. Churyk N.T., Reinstein A., Smith L. Jones Enterprises Real Estate Investment Trust: Comparing U.S. and Canadian Acquisition Accounting, Balance Sheet and Security Commission Reporting, and Initial Public Offering Location // Issues in Accounting Education. 2018. Vol. 33. No. 2. P. 35–42. DOI: 10.2308/iace-52043
9. Liu X. Can Professional Skepticism be learned? Evidence from China // Journal of Education for Business. 2018. Vol. 93. No. 6. P. 267–275. DOI: 10.1080/08832323.2018.1466773
10. Nanyan Dong, Meng Bai, He Zhang, Junrui Zhang. Approaches to Learning IFRS by Chinese Accounting Students // Journal of Accounting Education. 2019. No. 48. P. 1–11. DOI: 10.1016/j. jaccedu.2019.04.002
11. Majzoub S., Aga M. Characterizing the Gap Between Accounting Education and Practice: Evidence from Lebanon // International Journal of Business and Management. 2015. Vol. 10. No. 12. P. 127–151. DOI: 10.5539/ijbm.v10n12p127
12. Гетьман В.Г. Профессиональная подготовка бухгалтеров и аудиторов в вузах России нуждается в совершенствовании // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 1. № 4. С. 112–116. EDN: HTFNDS.
13. Мельник М.В. Реформирование бухгалтерского учёта, аудита и бухгалтерского образования в соответствии с международными стандартами в условиях перехода к инновационной экономике (по материалам 46-й международной научно-практической конференции «Татуровские чтения») // Учёт. Анализ. Аудит. 2018. Т. 5. № 5. С. 91–96. DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-5
14. Albrecht W.S., Sack R.J. Accounting Education: Charting the Course through a Perilous Future // Accounting Education Series. 2000. No. 16. DOI: 10.4236/jss.2014.212001
15. Rebele J.E., Pierre E.K.S. A Commentary on Learning Objectives for Accounting Education Programs: The Importance of Soft Skills and Technical Knowledge // Journal of Accounting Education. 2019. No. 48. P. 71–79. DOI: 10.1016/j.jaccedu.2019.07.002
16. Boulianne E., Keddie L.S., Postaire M. (Non) Coverage of Sustainability within the French Professional Accounting Education Program // Sustainability Accounting, Management and Policy Journal. 2018. No. 9 (3). P. 313–335. DOI:10.1108/sampj-09-2017-0119
17. Baranov A.M. Education 2.0 in Europe and Cyber-Readiness: France Experience // Magyar Tudomбnyos Journal. 2020. No. 38. P. 17–19. DOI: 338.4:007:004:330.342.146 (476)
18. Papageorgiou E., Callaghan C. Accountancy Learning Skills and Student Performance in Accounting Education: Evidence from the South African Context // Accounting Education. 2020. Vol. 29. No. 2. P. 205–228. DOI: 10.1080/09639284.2020.1719426
19. Paisey C., Paisey N.J., Tarbert H. Continuing Professional Development of Activities of the UK Accountants in Public Practice // Accounting Education. 2007. Vol. 16. No. 4. P. 379–403. DOI: 10.1080/09639280701646554
20. Watty K., Sugahara S., Abayadeera N., Perera L. Developing a Global Model of Accounting Education and Examining IES Compliance in Australia, Japan, and Sri Lanka // Accounting Education. 2013. Vol. 22. No. 5. P. 502–506. DOI: 10.1080/09639284.2013.824199
21. Frijat Y.S.A., Shbeilat M.K. Jordanian Universities and Their Role in the Trend Towards the Development of Technical Competence for Accounting Learning Outcomes in Line with IES 2 // Accounting and Finance Research. 2016. Vol. 5. No. 2. P. 20–31. DOI: 10.5430/afr.v5n2p20
22. Razak R.A. Extent to Which University Complies with IES 2 in the Development of Education Plans and Curricula-Case of Saudi Arabian University // Journal of Business Studies Quarterly. 2016. Vol. 8. No. 1. P. 115–128. DOI: 10.14689/ ejer.2020.85.11
23. Suttipun M., Sattayarak O.A., Duangpanya P., Runglertkrengkrai S. Relationship between Competency as per the International Education Standards for Accounting Professionals and the Awareness and Understanding of the Thai Financial Reporting Standards for Small and Medium Sized Enterprises: A Case Study of Accounting Professionals in Thailand’s Southern Region // Kasetsart Journal of Social Sciences. 2018. Vol. 39. No. 3. P. 432–438. DOI: 10.1016/j. kjss.2018.06.013
24. Mameche Y., Omri M.A., Hassine N. Compliance of Accounting Education Programs with International Accounting Education Standards: The Case of IES 3 in Tunisia // Eurasian Journal of Educational Research. 2020. No. 85. P. 225–246. DOI: 10.14689/ejer.2020.85.11
25. Watty K., Sugahara S., Abayadeera N., Perera L., McKay J. Towards a Global Model of Accounting Education // Accounting Research Journal. 2014. Vol. 27. No. 3. P. 286–300. DOI: 10.1108/ ARJ-08-2013-0054
26. Bogoviz A.V., Shvakov E.E., Tretyakova O.G., Zakharov M.Y., Abramov A.N. Globalization of Education in the Conditions of Formation of the Global Knowledge Economy: Regularities and Tendencies // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. No. 73. P. 993–1000. DOI: 10.1007/978-3-030-15160-7_99
27. Smirnova I.A., Sokolov J.V., Emmanuel C.R. Accounting education in Russia today // European Accounting Review. 1995. Vol. 4. No. 4. P. 833–846. DOI: 10.1080/09638189500000053
28. Preobragenskaya G.G., McGee R.W. Accounting Education in a Transition Economy: A Case Study of Russian Universities // The Academy of International Business – Southeast Annual Conference. Presented at Clearwater, Florida. 2003. November, 13-14. DOI: 10.1007/978-0- 387-25708-2_21
29. Stoner G.N., Vysotskaya A. Introductory Accounting, with Matrices, at the Southern Federal University, Russia // Issues in Accounting Education. 2012. Vol. 27. No. 4. P. 1019–1044. DOI: 10.2308/iace-50228
30. Preobragenskaya G.G., McGee R.W., Komarev I. Public Perception of the Role of Accounting in a Transition Economy: The Case of Russia // International Journal of Accounting, Auditing and Performance Evaluation. 2018. Vol. 14. No. 4. P. 338–363. DOI: 10.2139/ssrn.3111630
31. Golyagina A. The Complexity of Globalisation in Russian Higher Education: A Case of the Accounting Discipline // Globalisation, Societies and Education. 2020. Vol. 18. No. 4. P. 464–479. DOI: 10.1080/14767724.2020.1743648
32. Sidorova M., Nazarov D., Listopad E. The Impact of Ideology on the Institutionalization of Correspondence Accounting Education in Soviet Russia (1929–1939) // Journal of Accounting Education. 2022. Vol. 58. P. 100766–100771. DOI: 10.1016/j.jaccedu.2021.100766
33. Гетьман В.Г. На путях к международной стандартизации учебной подготовки профессиональных бухгалтеров // Вестник Финансовой академии. 1999. Т. 12. № 4. С. 6–13. EDN: HSKYKP.
34. Розина Н.М., Шеремет А.Д., Гетьман В.Г., Островский О.М. Образование поевропейски: за и против // Бухгалтерский учёт. 2006. № 23. С. 44–49.
35. Гетьман В.Г., Мельник М.В. Требования к подготовке бухгалтерско-аналитических кадров в современных условиях // Вестник Финансовой академии. 2006. № 1-2 (37-38). С. 134–139. EDN: HTLFDT.
36. Слабинская И.А. Высшее бухгалтерское образование: каким ему быть? // Белгородский экономический вестник. 2010. Т. 60. № 4. С. 63–65. EDN: RMOBDH.
37. Гетьман В.Г. Назревшие вопросы повышения качества профессиональной подготовки в вузах России бухгалтеров и аудиторов в условиях глобализации экономики // Инновационное развитие экономики. 2014. Т. 19. № 2. С. 145–156. EDN: SDYQKN.
38. Макаренко Е.Н., Лабынцев Н.Т. Адаптация международного опыта подготовки бухгалтерских кадров в режиме онлайн-образования к российской практике // Учёт и статистика. 2020. № 3 (59). С. 11–29. EDN: MGFMNG.
39. Дружиловская Т.Ю. Проблемы применения компетентностного подхода в бухгалтерской профессии // Международный бухгалтерский учёт. 2019. Т. 22. No. 7 (457). С. 726–747. DOI: 10.24891/ia.22.7.726
40. Аверина О.И., Колесник Н.Ф., Свешникова О.Н. Подготовка бухгалтеров в системе современного отечественного высшего образования: состояние и перспективы // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 3. С. 546–562. DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.546-562
41. Остапенко М.С., Воронова Н.А. Сравнение болонской и советской системы образования: плюсы и минусы // Современное среднее профессиональное образование. 2022. № 1. С. 6–8. EDN: QCSJKC.
42. Богданова И.И. Отмена болонской системы: проблемы и перспективы высшего образования в России // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Т. 3. № 8. С. 11–16. EDN: YHEIBD.
43. Константинова Л.В., Петров А.М., Штыхно Д.А. Переосмысление подходов к уровневой системе высшего образования в России в условиях выхода из болонского процесса // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2. С. 9–24. DOI:10.31992/0869-3617-2023- 32-2-9-24